Моральный долг тоже красен платежом

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Игорь Калакаускас.
Игорь Калакаускас. Фото: Виктор Вестеринен/NELJAS

Лишь только закипел в отдельных местных головах праведный гнев по поводу якобы завышенных квот на прием беженцев,

я с нетерпением начал ждать, как наши политики начнут оправдывать свою нелюбовь к инородцам.

Ни для кого не является секретом, что у значительной части эстоноземельцев есть если не неприязнь, то крайне настороженное отношение к тем, кто не является представителем титульной национальности. Так сложилось. И я не вижу в этом трагедии: мы, русскоязычные, варимся в этом не одно десятилетие, и лично меня нескрываемое возмущение «указками из Брюсселя» немало забавляет.

Вам сделали предложение

Конечно, возмущаются в основном эстонцы. Еще в самом начале разгара дискуссии всем остальным местным жителям-неэстонцам однозначно указали на их место, и в категоричности суждений о мигрантах отличился, как всегда, наш президент, подробности появления которого на исторической родине следовало бы выделить в отдельную тему.  

По-человечески я эстонцев отлично понимаю. Их мало, они с большим трудом обрели свою государственность, на которую неоднократно покушались агрессивные соседи. Короче, эстонцам есть что терять. Но меня всегда занимала одна мысль: почему коренные жители нашей страны, замкнутые на своих национальных ценностях, так активно стремились вступать в Евросоюз? В Европе еще есть страны – вполне себе успешные, но ценящие свою самобытность, которые предпочли воздержаться от альянсов, способных в перспективе эту самобытность разрушить.

Мы же мчались в объятия Брюсселя сломя голову, расталкивая при входе таких же, как мы, соискателей «европаспорта». Торопились так, что не успели проконтролировать «сахарные потоки» и попали на штраф. Все эти годы охотно принимали деньги из еврофондов на поддержку собственных проектов, но толком не защитили эстонских фермеров и поставили их на грань выживания. Закон жизни суров: если получил помощь, то будь готов и сам оказать эту помощь другим. Прошу прощения за банальность, но бесплатным может быть только сыр в мышеловке – безвозмездной помощи в реальной жизни не бывает.

Когда же настал день икс и выяснилось, что Европа связывает с Эстонией надежды в решении вопроса регулирования миграционных потоков, мы начали изображать недоумение и даже гнев. Подозреваю, что в Старом свете наше желание усидеть на двух стульях вызывает объяснимое раздражение, а у меня – улыбку. Это недвусмысленное предложение Еврокомиссии было абсолютно ожидаемо, и представители Эстонии, уже второе десятилетие входящие в ряды еврочиновников, не могли не знать об этом. Другой вопрос, почему общественность не подготовили к неизбежности подключения Эстонии к этому процессу.

Попробуйте отказаться!

Давайте говорить прямо: в известной степени Европа обязана своим экономическим благополучием странам третьего мира. Пять столетий назад из недр Африки, Америки и Азии колонизаторы, конкистадоры и искатели приключений стали беззастенчиво выкачивать несметные богатства  порабощенных народов. Никаких прав на эти богатства у них не было, но никого в Европе это особо не возмущало – ни тогда, ни теперь. Увы, за все приходится рано или поздно платить.

Да, к колониальным захватам эстонцы не имеют прямого отношения и, на первый взгляд,  могут считать себя свободными от долгов Старого света. Но столетия спустя, в далеких сороковых годах прошлого века тысячи эстонцев, бежавших от советской власти, получили кров в Швеции, Канаде, Австралии – об этом уже забыли? По большому счету, ни одна из этих стран не была обязана спасать эстоноземельцев.

Или более свежий пример: десятки тысяч вынужденных мигрантов, которых Эстония в середине 90-х годов ХХ века одним росчерком пера лишила права на получение гражданства без всяких дополнительных условий, тоже не были непосредственно причастны к оккупации 1940 года. Но поплатились по полной программе! Теперь отдельные политики и активные граждане вновь пытаются прикрыться словесной казуистикой, оправдывающей совершенную в годы восстановления независимости подлость, чтобы в очередной раз надавить на жалость Еврокомиссии.  

Да, я не в восторге от этой перспективы – принимать людей другой культуры, другого менталитета. Но выбора у нас все равно нет. Вместо того чтобы вести бесплодные дискуссии, стоило бы подумать, как помочь этим людям, сохранив свое лицо и не позорясь перед всем миром.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх