Посольство США в Таллинне ведет тайную слежку за людьми

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pm

Передвигаясь по центру Таллинна, человек, сам того не подозревая, может на 20 лет угодить в базу данных террористов, которую составляют США.

Имеющийся в распоряжении Postimees документ служит подтверждением того, что секретное подразделение посольства США уже несколько лет следит за передвигающимися по улицам столицы людьми, под предлогом обеспечения безопасности собирает личные данные и вносит сведения о лицах, вызывающих своим поведением подозрение, во всемирную базу данных террористов. Все это происходит с ведома и одобрения МВД Эстонии и при содействии полиции.

«Конечно, это неприятная новость, что документ оказался в вашем распоряжении. Это может несколько осложнить работу американцев в Эстонии», – сказал Postimees госслужащий, находящийся в курсе дела.

Судя по всему, он прав. На этом документе нет грифа «Совершенно секретно», лишь пометка «Для внутреннего использования». Но это первое в мире документальное подтверждение того, что американцы, обеспечивая безопасность посольства, следят за людьми. Из документа можно узнать, каким образом они это делают, кто именно попадает в сферу их внимания и какие последствия это может иметь для прохожих или гуляющих в центре столицы людей.

После того как газета Postimees поставила американцев в известность о том, какой документ имеется в ее распоряжении, размеренная жизнь посольства США, расположенного на улице Кентманни, была нарушена. Поскольку речь шла об утечке информации, связанной с обеспечением безопасности, посольству пришлось связываться с Вашингтоном. Postimees попросили проявить ответственность при освещении темы.

Эстонцы работают в подразделении США

«Я бы сказал так: американцы вправе держать в поле зрения людей, которые следят за ними, но это должно осуществляться в соответствии с эстонскими законами», – сказал вице-канцлер Министерства внутренних дел по вопросам безопасности Эркки Коорт. Вкратце ситуация такова: ежедневно в центре Таллинна – в треугольнике, ограниченном центром Solaris, главным офисом Eesti Gaas и гостиницей Olümpia, – нанятая американцами команда из пяти человек ведет наблюдение и составляет отчеты о том, как обстоят дела с обеспечением безопасности посольства. Каждый месяц в зависимости от того, насколько подозрительным является передвижение людей, подразделение составляет пять-шесть таких отчетов.   

В состав подразделения, именуемого Surveillance Detection Unit (SDU), входят частные лица. Располагается оно неподалеку от посольства, в одной из квартир на бульваре Рявала. Оснащение  у SDU следующее: внедорожник с тонированными стеклами, шесть смартфонов, видеокамеры, два велосипеда, телескопы и ничем не примечательная одежда.

От посольства до частной школы

На первый взгляд это обычные люди. Если кто-то вдруг проявит к ним интерес, у них наготове легенда: жду приятеля / иду на кладбище / в книжный магазин. В реальности все они в прошлом работали либо в обычной полиции, либо в Полиции безопасности, окончили Академию МВД, зарплату им платит США. Их задача – наблюдать за тем, чтобы никто не вел слежку за американскими дипломатами, не фотографировал и не снимал на пленку посольство.

В своей работе подразделение сконцентрировано на пяти точках в Таллинне. В центре внимания находится так называемая «красная зона». Это территория радиусом около 250 метров вокруг здания посольства. На протяжении 12 часов за передвигающимися по улице Кентманни людьми ведет наблюдение по меньшей мере один человек в гражданской одежде. Он обращает внимание на всех сомнительных людей, которые могут следить за посольством или его сотрудниками, начиная от центра Solaris и заканчивая школой Сюдалинна, расположенной на Лийвалайа.

На остальных четверых сот­рудников подразделения лежит ответственность за путь следования посла США, место проживания американских морских пехотинцев, обеспечивающих охрану внутри посольства, и за два учебных заведения – Таллиннскую европейскую школу и Международную эстонскую школу, в которых учатся дети дипломатов.

Привлечь к себе внимание сотрудников подразделения довольно просто. Вполне достаточно, если человек длительное время без видимой причины будет находиться вблизи посольства или других объектов недвижимости, которые входят в сферу внимания подразделения. Подозрительные автомобили, останавливающиеся в «красной зоне», и даже регулярно проходящие через нее горожане тоже могут вызвать повышенный интерес подразделения SDU.

Особого внимания удос­таивается человек с фотоаппаратом, особенно если он пытается спрятать его под одеждой или снимает на мобильный телефон.

Выявив подозрительного человека или автомобиль, сотрудники подразделения скрыто записывают его действия. Распечатанные фотографии вместе с детальным описанием личности прилагаются к рапорту, который хранится во всемирной базе данных правительства США SIMAS (Security Incident Management Analysis System). База используется для выявления террористической опасности, рапорт здесь хранится до 20 лет, и человек может об этом даже не догадываться.

Это не разведывательная программа

Строгих правил, регулирующих, какое поведение может вызвать подозрение, нет, и  для того, чтобы попасть в рапорт, достаточно на первый взгляд пустяка. Так, например, в перечень вызывающих подозрение лиц угодила мать семейства, которая нередко ждет своего ребенка у школы Сюдалинна. Или пожилая дама, выгуливающая собаку в парке Лембиту. Еще примеры? Удостоился чести попасть в рапорт и некий мужчина, распивающий неподалеку от посольства США спиртные напитки вместе с такими же любителями.

Кстати, далеко не всегда для человека остается тайной тот факт, что он угодил в рапорт. Известен по крайней мере один случай, когда человек, припарковавший микроавтобус недалеко от посольства, спустя несколько дней привлек внимание полиции. Правоохранители остановили его микроавтобус на улице и поинтересовались, почему он оставлял его около посольства США.

Деятельность подразделения согласована с эстонским правительством. В соответствии с межгосударственной договоренностью подразделение передает информацию полиции. Автоматически запросы направляются в Центральную криминальную полицию, которая по просьбе посольства предоставляет личные данные, например, о запечатленном на фотографии человеке, который припарковал машину недалеко от посольства. Эти данные включаются в отчет SIMAS.

Рапортов SIMAS, связанных с нашей страной, не очень много, и официальные власти Эстонии даже приблизительно их количество не подсчитывают. Насколько известно Postimees, за последний год в SIMAS было включено 65 рапортов о подозрительных личностях, передвигавшихся в Таллинне. В среднем получается одна-две записи в неделю.

Ситуация может осложниться, если человек, имя которого было внесено в рапорт в Таллинне, окажется в аналогичном рапорте, подготовленном в какой-нибудь другой стране. Скажем, если он, путешествуя, фотографировал достопримечательности вблизи посольства США в Мадриде или Каире.

В таком случае у американцев возникает вопрос, почему один и тот же человек ведет съемку в непосредственной близости от их посольства в разных уголках света. Этого может оказаться достаточно для того, чтобы запретить человеку въезд в США.

Разоблачения

Wikileaks

О существовании подразделений, находящихся на службе у США, стало известно еще в 2010 году, когда на сайте Wikileaks появилась информация о находящемся на службе у американцев подразделении SDU, которое вдет слежку в столице Норвегии Осло. Деятельность местных подразделений разоблачили вскоре в столице Исландии, Швеции и Финляндии.

Марко Померантс (IRL), занимавший в то время пост министра внутренних дел, заявил СМИ, что ему ничего не известно о том, что такое же подразделение действует и в Эстонии. Померантс не лжет: о деятельности посольства США он узнал только после прочтения этой статьи. Однако руководство МВД знало о деятельности посольства.

По данным Postimees, до заключения официального соглашения SDU действовало в Эстонии почти десять лет. До 2013 года обязанности подразделения SDU, которое посольство наняло только в 2013 году, выполняли сотрудники охранной фирмы.

Официальный статус ситуация получила после заключения 7 октября 2013 года меморандума, который подписал вице-канцлер МВД Эркки Коорт. В нем отмечается, что безопасность дипломатов вызывает обеспокоенность обоих государств, и поэтому Эстония разрешает посольству Соединенных Штатов Америки  впредь использовать для охраны своих сотрудников и зданий отдельное подразделение.

Но в обязанности подразделения входит только наблюдение. Если ситуация потребует вмешательства, следует обращаться за помощью в правоохранительные органы и в комитет национальной безопасности Эстонии.

КОММЕНТАРИИ

Эркки Коорт

вице-канцлер МВД

Согласно Венской конвенции обеспечение безопасности посольства – задача страны, в которой оно находится. Поскольку посольство не обладает определенными полномочиями в стране местонахождения, безопасность можно обеспечивать только в сотрудничестве с представителями этой страны и на основании действующих в ней законов. Любой обмен информацией должен быть юридически обоснован и оправдан. Не может быть никакой тотальной и бесконтрольной передачи персональных данных. Договор предусматривает двусторонний, а не односторонний обмен информацией.

Немаловажен и тот факт, что речь идет не о подразделении, осуществляющем скрытую слежку, его действия связаны с охраной посольства. Государственные учреждения передают информацию третьей стороне в случаях и в порядке, предусмот­ренных законом. Подозрение, что на дип­ломатическое ведомство может быть совершено нападение или что жизни или здоровью человека угрожает опасность, являются достаточно веской причиной для обмена информацией. Может сложиться впечатление, что госучреждения передают данные, как только их запрашивают. Это, несомненно, не так.

Кен-Марти Вахер

бывший министр внутренних дел (IRL)

Я осведомлен о подобном сотрудничестве между Эстонией и США, целью которого является защита посольства США. Одна из составляющих защиты посольства – наблюдение с целью профилактики и выявления рисков. То, что США и Эстония заключили письменное соглашение о защите расположенного в Таллинне посольства, является примером действий правового государства, а никак не наоборот.

Соглашение определяет, как осуществляется защита посольства в Таллинне и как происходит обмен информацией. В основе сотрудничества лежат законы Эстонии.

Как вы думаете, деятельность какого посольства – США или российского – больше влияет на жителей столицы? Действия России, которые находят отражение в деятельности посольства, совершенно иные, и для предотвращения угроз, исходящих от этих действий, приходится привлекать правоохранительные органы. Ни для кого, кто хоть немного осведомлен об атаках, направленных на посольства США по всему миру, не должно являться сюрпризом, что американцы уже на протяжении ряда лет очень серьезно относятся к защите своих посольств. И Таллинн не является исключением.

Андрес Анвельт

председатель фракции СДПЭ, бывший министр юстиции

Я не знал, что и в Эстонии посольство США ведет наблюдение. Я осведомлен, что к подобным методам прибегают в Иордании, где располагается одно из самых крупных в мире посольств США. Я видел это собственными глазами восемь лет назад, когда работал в Иордании. Для обес­печения безопасности там ведется наблюдение за окрестностями. Это похоже на соседский дозор и воспринимается нормально. Но отмечу, что если дело доходит до обмена данными, то для их передачи должно быть очень четкое правовое основание. Личные данные священны, и для их обмена существуют законные пути.

У Эстонии может быть целый ряд соглашений об оказании правовой помощи, которые предоставляют учреждениям возможность обмениваться информацией. Именно это и следует спросить у МВД: какой договор позволяет передавать данные граждан Эстонии Соединенным Штатам? Если договор существует, то я не вижу никаких проблем в передаче личных данных посольству США. Как гражданин могу заявить, что если подобного правового основания нет (хотя я не хотел бы в это верить), то это, несомненно, противозаконно.

Юри Саар

профессор криминологии Тартуского университета

Сложно сказать, было ли что-то нарушено или нет. Фотографировать людей в публичном городском пространстве вполне допустимо. Точно так же, как передвигаться по городу. Нельзя же сказать людям, чтобы они как можно реже подходили к посольству. Нанесен ли человеку в реальной жизни какой-то ущерб, если в результате своих час­тых прогулок по центру города он попал в базу данных США? Теоретически этого исключать нельзя. Самое худшее, что может случиться с этим человеком – США не разрешат  ему въезжать на свою территорию.

Но это – суверенное право каждого государства и его необязательно обосновывать. Кто является в этой истории пострадавшим и как его определить? Эти люди сами могут и не знать, что попали в какую-то базу данных, а американцы не обязаны ничего объяснять. Я затрудняюсь что-либо говорить по этому поводу. Возможно, мы не имеем дела с запрещенной слежкой. Разрешение наблюдать за объектами, предоставленное Эстонией американцам, автоматически еще не создает предпосылки, что фотосъемка этих объектов в публичном пространстве является запретной.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх