Непляжная Турция. Каппадокийские записки. 3

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Торговец мороженым охотно демонстрирует свой    товар: это не просто пломбир, это какое-то    замороженное масло!
Торговец мороженым охотно демонстрирует свой товар: это не просто пломбир, это какое-то замороженное масло! Фото: Вера Копти

В стране, где большая часть населения занята в туристическом секторе, конечно же, есть отличные повара, старательные горничные, внимательные официанты, толковые продавцы. Но возвратясь из Турции, многие вспоминают не плюсы, а минусы.

О том, как рыночные торговцы не дают прохода и пытаются втюхать контрафактные джинсы или псевдофирменные сумки, писать не буду: об этом знают даже те, кто в Турции не был ни разу. Не веди турецкие продавцы себя столь развязно, у них бы покупали гораздо больше. По крайней мере, со шведскими туристами мы были в этом солидарны. Лучше, заканчивая свои «Каппадокийские записки», я сегодня расскажу о том, что может пригодиться путешественникам, впервые отправляющимся на отдых в Турцию.

На дорогах не страшно

Начнем с транспорта. Дороги в Турции отличные: новый асфальт, свежая дорожная разметка и, честное слово, никто не лихачит... Поднимаясь и спускаясь по горному серпантину примерно в том месте, где в мае разбился автобус с эстонскими туристами, думаешь: угол подъема небольшой, дорога широкая, как можно тут перевернуться?

Да, вполне вероятно, что все дело в человеческом факторе. Наш водитель Хуссейн все восемь дней вел автобус осторожно, соблюдая скоростные режимы и дорожные знаки. Но в чистом и современном с виду автобусе как класс отсутствовали ремни безопасности, хотя кругом висели объявления с просьбой их пристегнуть, и вообще не было туалета. Нет-нет, туалет не просто не работал, и по этой причине был намертво закрыт, что, в сущности, у нас в Эстонии – привычное дело. Он вообще не был предусмотрен конструкцией автобуса!

Но от отсутствия удобств, похоже, никто не страдал, потому что каждые полтора-два часа вереница автобусов со шведскими туристами и примкнувшим к ним автором этих строк, останавливалась около специально выстроенных на трассе комплексов с туалетами, кофейней, баром со свежевыжатыми соками и обязательным сувенирным рынком.

Ватерклозет на турецкий манер

В Турции существуют туалеты двух типов: европейского – с унитазами, туалетной бумагой, раковинами для мытья рук, мылом, сушилками и прочими привычными нам вещами, и мусульманского.

Представьте себе (может быть, вы никогда не видели такого сортира где-ни­будь на железнодорожном полустанке под Урюпинском?) вместо привычного унитаза отверстие в полу кабинки, а в дополнение к туалетной бумаге – кран и подставленная под него емкость для, простите за интимные подробности, подмывания. Чистота в этих туалетах необычайная, запахи – ароматные. В одном огромном общественном санузле могут быть совмещены оба типа кабинок. Выбирая, в какую зайти, посмотрите, что нарисовано на дверце: унитаз или дырка.

Аналогично русскому «М» и «Ж», туалеты в Турции обозначаются табличками с надписями: bay или erkek – для мужчин, bayan или kadin – для женщин. Иногда в большом женском туалете буквами WC обозначался европейский вариант, а словом kadin – соответственно тот, который нам не подходит.

Но и в туалетах с унитазами обратите внимание на маленькую «пимпочку» над сливом унитаза и на краник на стене с правой стороны. Это – традиционная для Турции система для личной гигиены. В гос­тиничных туалетах Европа и Азия встречаются и не расстаются: наличие туалетной бумаги совмещается с мусульманскими традициями. Плюрализм, понимаете ли!

Шведам – шведский стол

Так получилось, что шикарных ресторанов a la carte посетить не удалось, равно как и уличного фаст-фуда. Обильными завтраками и ужинами потчевали в гостиницах, где питание было организовано в стиле шведского стола. Статные молодые турки в белоснежных униформах и высоких колпаках выстраивались, как почетный караул, около судков с холодными и горячими блюдами.

Они с достоинством откидывали крышки и предлагали нашему вниманию котлетки (есть невозможно), кебабы (это не те колбаски из мясного фарша, которые подают в наших псевдотурецких закусочных, а мелко порезанные кусочки филе курицы или индюшки, тушенные с помидорами или перцем), жареную рыбу (если повезет – очень вкусно), редко – баранину (от отлично приготовленной баранины мы получили удовольствие один раз за неделю).

Заслуживают похвалы маринованные и соленые овощи. Поражает разнообразие и количество видов варенья – их больше десятка. Пропускаем клубнику, малину и персики, находим варенье из розовых лепестков, арбузов, орехов, баклажанов. Изумителен мед, тоже в огромной чаше, а турецкий густой йогурт – это вообще сказка.

По утрам желающим жарят омлеты с грибами, ветчиной, курицей, помидорами. Налив на огромную конфорку взбитые яйца и положив сверху выбранные вами ингредиенты, повара сворачивают начавшие схватываться омлеты в виде конверта, потом обжаривают их со всех сторон и вот – в вашу тарелку падает пышный и вкусно пахнущий горячий завтрак.

На десерт в турецких гостиницах предлагается нескончаемое множество липких и приторных маленьких пирожных, печений и булочек: 99 процентов этих сладостей есть невозможно. Турецкое вино тоже имеет весьма специфические вкусовые качества. Зато чай в особых маленьких стаканчиках, который пьют всегда и везде, настолько хорош, что заставил нас забыть о привычном кофе.

Наличные в наличии?

В гостиницах и ресторанах, где мы столовались, напитки не входили в заранее оплаченный пакет. В одном отеле мы безмолвно подписывали счета за употребление во время ужина пива, воды или вина и рассчитывались за них при выезде из гостиницы. В другом – от нас требовали немедленной оплаты наличными. Платить можно было турецкими лирами, евро или долларами. Этот же интервалютный принцип распространялся на все покупки. Курс евро к лире по умолчанию рассчитывался как один к трем.

Но вот про банковские карточки пришлось забыть. Нет, в супермаркетах их принимали, а небольшие магазинчики и даже крупные отели жаждали кэша. Судя по очередям к банкоматам, зарплату в этой стране все-таки переводят на счет. В Анталии я насчитала 11 разных банкоматов, расположенных рядком.

Отдельно скажу про хитрый банкомат, с помощью которого вы можете снять со своего счета хоть евро, хоть доллары. Банкомат «говорит» по-анг­лийски, карточки не зажевывает, да и комиссионные берет умеренные. Я обналичила 50 евро, за что пришлось заплатить 2 евро с центами.

Поторгуйся и дай на чай

Возможность торговаться на восточном базаре – тоже своего рода аттракцион. Может быть, в Турции этот номер и проходит, но скорее всего там, где нет туристов. Торг уместен для своих, так сказать.

Моя же попытка сбить цену успехом не увенчалась: спросив, сколько продавец хочет за приглянувшиеся мне шелковые брюки, я предложила ему на 10 евро меньше. Турок согласился. Процесс передачи денег и брюк уже было состоялся, я ждала сдачу. Сдача последовала, но не в том количестве: продавец передумал. Главное, что деньги удалось получить обратно. Вот такая торговля. А вообще это страшно неудобно, когда нет ценников.

Чаевые – это особая статья турецкого сервиса. То что горничной нужно (нужно ли?) оставлять на подушке «еврик», я знала от знакомых. Но умение складывать лебедей и сердечки из полотенец, по моему мнению, не является признаком профессионализма обслуживающего персонала, главной обязанностью которого является так хорошо убирать в номере, так тщательно чис­тить сантехнику и пылесосить полы, чтобы угодить не только постояльцам, но и известному американскому кризисному управляющему Энтони Мельхиори из программы «Отель. Миссия невыполнима».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх