Царь у станка

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Руководитель блока специальностей металлообработки Таллиннского 
ласнамяэского механического училища Ану Кулль демонстрирует учебный цех станков с ЧПУ.
Руководитель блока специальностей металлообработки Таллиннского ласнамяэского механического училища Ану Кулль демонстрирует учебный цех станков с ЧПУ. Фото: Ээро Вабамяги

За один год в Таллиннском ласнамяэском механическом училище можно приобрести профессию оператора металлорежущего станка – токаря или фрезеровщика.

«А вы знаете, в чем разница между токарем и фрезеровщиком?» – задает вопрос на засыпку Ану Кулль, руководитель блока специальностей металло­обработки Таллиннского ласнамяэского механического училища. Мы находимся в пустой учебно-производственной аудитории: учебный год заканчивается, на носу экзамены. В училище сейчас лишь те, кто пропустил занятия и теперь срочно должен наверстать упущенное. Так что подсказки ждать неоткуда. Я честно отвечаю: не знаю. Ану объяс­няет: «Это очень легко. В токарном станке крутится сама деталь, а резец не вращается. А на фрезеровочном станке наоборот –  вращается фреза, а деталь неподвижна».

Мы ходим среди станков, которыми гордится не только Ану Кулль, но и все руководство: благодаря средствам Европейского союза здесь модернизировано все, и прежде всего –  практическая учебная база. В учебном цеху станков с ЧПУ чистота почти больничная. Безмолвные металлорежущие комплексы загадочно блестят кнопками и компьютерными дисплеями. Так что современный рабочий чисто одет, на его руках нет мозолей. От работы устает прежде всего голова: металлорежущий станок – сложное техническое устройство, действующее по заранее разработанной компьютерной программе.

«Сама программа разрабатывается здесь, – Кулль кивает на помещение за стеклом, где стоит стол с компьютером. – А затем она передается прямо на компьютер станка».

Для работы на таком станке нужно уметь читать рабочие чертежи и документацию, чтобы производить детали сложной конфигурации из всех материалов, применяемых в современном машиностроении, и добиваться высокой чистоты и точности резки. Глядя на чертеж, токарь или фрезеровщик намечает последовательность обработки заготовки, а затем контролирует, насколько результат работы соответствует параметрам. Как объяснили преподаватели,  учащийся может овладеть навыками работы на всех станках или сосредоточиться только на токарном или фрезерном.

Однако меня интересует другое: востребованы ли такие специалисты на рынке труда в Эстонии? «Спрос на этих специалистов стабильно выше, чем предложение», – поясняет Ану Кулль. В металлообрабатывающей промышленности Эстонии занято более одиннадцати тысяч человек, это третья после пищевой и деревообрабатывающей промышленности отрасль страны. Около тысячи небольших предприятий расположены в столице, ее окрестностях и в Ида-Вирумаа. Потребность в рабочих этой профессии постоянно растет не только в Эстонии, но и во всем мире.

«Наше училище – одно из немногих, в которых можно приобрести навыки станочника на уровне профессионального оператора металлорежущих станков четвертого разряда, – отмечает директор по развитию Таллиннского ласнамяэского механического училища Рауль Аммер. – Мы работаем в тесном контакте с предприятиями и стараемся, чтобы наши студенты обучались на самом современном оборудовании. Иностранные делегации – а это, в основном, коллеги по профессиональному обучению – говорят, что о таком уровне оборудования, как у нас, они только в книжках читали. Да и нашим ученикам, которые часто ездят за границу на практику, мы объясняем, что уровень технической оснащенности предприятий и там может быть очень разный. Это чтобы для них не было неожиданностей».

Станочники – только одна из многих специальностей училища, может быть, не самая раскрученная и популярная. А жаль! Даже Петр I в свое время увлекался токарным делом и ввел моду на токарные станки в роскошных апартаментах знати. Но станочникам ХХI века работать намного интереснее. Покупаем ли мы сегодня автомобиль или компьютер, посещаем ли стоматолога или концерт рок-звезды – всюду есть детали, прошедшие через руки специалистов по металлообработке.

Работа эта разнообразна, в хорошем смысле слова затягивает, заставляет напрягать мозг, искать оптимальные решения. Да и оплачивается она неплохо. Как сказал один знакомый, рабочий на станках с ЧПУ –  это профессия для умных людей, способных придать идеальную форму не только заготовке будущей детали, но и собственной карьере!

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх