Евгений Зубри: Нью-Васюки – это реальность

, предприниматель
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Евгений Зубри, предприниматель
Евгений Зубри, предприниматель Фото: личный архив

С избранием новым председателем Социал-демократической партии Евгения Осиновского появилась надежда на то, что недавно сформированная правительственная коалиция вскоре почит в бозе.

Слишком уж беспомощно выглядят экономические реформы нового кабинета министров, а первые его шаги откровенно губительны для будущего страны. Не секрет, что экономика Эстонии переживает длительный период упадка. В СМИ даже вновь появились уже подзабытое слово «застой» и его красивый синоним «стагнация», что абсолютно не соответствует действительности: ничто не стоит на месте, и если нет движения вверх, значит, есть движение вниз.

Попытки залатать прорехи

Индульгенция за грех бездействия под предлогом дежурной «оккупации-депортации» больше не выдается. Запугивание внешней угрозой, подстегнувшее  на короткий период электорат, тоже не работает в полную силу. Ни одна же из существующих партий, пришедших к власти 1 марта этого года, не дает ни малейшего намека на видение экономического будущего страны и, следовательно, улучшения качества жизни ее граждан. Получившие полномочия вновь забыли, что является главным наказом их избирателей.  

Эстония не может развиваться как самодостаточная промышленная страна, экспортирующая свою продукцию. За годы постсоветско-европейского ничегонеделания квалифицированные местные специалисты разъехались по миру, а привлечение зарубежного персонала не имеет смысла из-за отсутствия достойного фронта работ и возможности выплачивать достойное вознаграждение.

Традиционный транзит, кормивший Эстонию все годы второй независимости, подвержен геополитическому влиянию и не может быть, как показала практика, постоянной палочкой-выручалочкой для страны. Сельское хозяйство давно превратилось в воспоминания о былом. Немой укор пустых глазниц заброшенных хозяйств наводит тоску.

Первые же предложения пополнения казны за счет повышения акцизов на топливо, налогов на гостиничный сервис и выросшей суммы штрафов вызывают обоснованное неприятие и неуважение к власти. Мизерные налоговые льготы и крошечные повышения детских пособий воспринимаются как унизительное и пренебрежительное затыкание ртов, а не забота о населении.  «Инициатива» правительства лишь подтвердила очевидный факт полного отсутствия государственного мышления политической элиты.

Что можно сделать

Эстония – страна географически выгодно расположенная, с хорошей экологией, член Европейского союза. Членство в нем, наряду с ограничениями и запретами, дает и преимущества. По крайней мере, защиту от бойкота по политическим соображениям со стороны европейских соседей и заморских друзей. К примеру, такая страна, как Израиль, с его мощной научной базой, но постоянными проблемами, приходящими извне, с подачи исламистов систематически подвергается угрозе бойкота «прогрессивным человечеством». Внутриполитическая стабильность была и остается важнейшим фактором экономического развития любой страны.

Один из очевидных путей реанимации нашей экономики – создание на территории Эстонии привлекательных налоговых условий для иностранных компаний. Таким простым способом можно было на первом этапе решить вопросы пополнения казны, привлечения местной рабочей силы и подготовки профессионалов. Льготные тарифы налогообложения, скажем, три процента на первые пять лет, смогли бы стимулировать иностранные компании на открытие филиалов в Эстонии.

Плюс ко всему – предложение существенно сниженной арендной платы в зданиях, которые давно стоят безнадежно заброшенными, с условием, что съемщик самостоятельно сделает реновацию дома, могло бы заинтересовать и зарубежных, и местных бизнесменов, а городам Эстонии помогло бы стать внешне более респектабельными. Все считается. Три процента от реальной единицы бесконечно больше, чем двадцать один процент от нуля. Но правительству простая арифметика, похоже, неподвластна.

Параллельно можно было бы применить схему, по которой успешно работают наиболее активно экономически развивающиеся Израиль, Китай и Польша. В Эстонии при грамотном подходе тоже появилась бы возможность объединить научные разработки третьих стран и  капитал в виде европейских грантов.

Деньги, полученные за годы членства в ЕС и улетевшие на имитацию деятельности, могли бы уже давно при правильном использовании принести реальные плоды, например, в наиболее перспективных направлениях в области медицины и фармакологии.

Если бы правительству Эстонии пришло в голову заинтересовать единичных ученых и помочь им в осуществлении их разработок и открытий на территории нашей страны, то под хорошие показатели клинических испытаний нашлись бы большие и очень большие деньги зарубежных инвесторов. В частности, в иммуноонкологии ученые получают обнадеживающие результаты.

Пока на складе что-то есть

Рынок в этой области исчисляется астрономическими суммами. Компании, показавшие положительные результаты, покупаются за миллиарды долларов. Жаль, что новое эстонское правительство не озадачивается хотя бы мониторингом материалов на эту тему. Поэтому попробую донести до широкой публики несколько переведенных лично мной с иврита выдержек из статьи, опубликованной в престижной GLOBES:

«Мировые затраты на лекарства  по борьбе с онкологией впервые в истории достигли 100 миллиардов долларов, в то время как фармацевтическая промышленность готовится к запуску нового поколения лекарств, которые еще больше взвинтят цены».

«Идея связать борьбу со злокачественными образованиями с иммунотерапией вознесла ее разработчиков на высокий уровень».

«Медицинская информация, исходящая от IMS (Intercontinental Marketing Services) воспринимается с большим оптимизмом в среде врачей и инвесторов и комментируется как огромный шаг вперед в области борьбы с раковыми заболеваниями за последнее десятилетие».

«Высокодоходное галопирование цен на лечение привело к слиянию и поглощению фармацевтических компаний. Так,  например, AbbVie поглотила Phamacyclics за 21 миллиард  долларов».

Стоимость такого рода компаний зависит главным образом от результатов клинических испытаний, а не от взлета и падения биржевых котировок. Направленность на слияние экономических и научных интересов вывела бы страну на высокий международный экономический уровень, а заодно возродила доброе имя эстонских бальнеологических курортов как мест профилактики и терапии онкологических заболеваний.

На первый взгляд мое предложение, как создать эстонские Нью-Васюки, звучит фантастично, но, отказавшись от стереотипного,  унылого мышления, вполне реально дать экономике страны новый шанс развития.

Спешить бы нужно, пока не появилась на воротах страны табличка Lao tühjendusmüük.

Комментарии
Copy
Наверх