Остров сокровищ – Готланд

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Скалы-раукары в Ликерхамне, как и все остальные, имеют свою историю и свои названия. Скала слева называется «Девушка». И естественно, тут замешана несчастная любовь.
Скалы-раукары в Ликерхамне, как и все остальные, имеют свою историю и свои названия. Скала слева называется «Девушка». И естественно, тут замешана несчастная любовь. Фото: Вера Копти

После Аландского архипелага, куда я наконец-то добралась два года назад, на Балтике оставалось всего четыре острова, мечта о которых периодически будоражит журналистское сердце...

Это пестро-юбочно-песенный Кихну, викинговский Вормси, крошечный Мохни и самый большой остров Балтийского моря – шведский Готланд, где хватает и истории, и мистики, и роскошной природы. Сама Швеция давно изъезжена мною вдоль и поперек, а вот остров, где смешались культуры и народы, долго оставался мечтой.

Хорошая земля

Именно так переводится со шведского название Gotland. Эстонцы называют его Ojamaa – земля ручьев. Видимо, обилие весело журчащих ручейков больше всего запомнилось побывавшим там некогда эстам.

У Готланда бурная история, ведущая свое начало от викингов, устроивших на острове перевалочные базы и схроны для награбленного. Заплывали готландские мореходы и на наш Сааремаа: благо, расстояние между островами невелико. А Висбю, единственный на Готланде город, основал в 1358 году вместе с Любеком знаменитый Ганзейский союз, членом которого был, как мы знаем, и средневековый Таллинн.

Веками островом владела то одна страна, то другая: немецкие купцы главенствовали на нем в 1288 году, а в 1394-м Готланд захватили самые настоящие жес­токие пираты – виталийские братья, превратив его в оплот беспредела на Балтике. Но спустя четыре года Готланд переходит под власть Ливонского ордена, который в свою очередь в 1408 году передает его датской королеве Маргрете. Почти 200 лет за право владеть Готландом Дания воевала со Швецией. И все эти народы оставили свой след и в истории острова, и в архитектуре его столицы – городка Висбю.

Нерукотворные раукары

Необыкновенная природа Готланда – еще один повод побывать на острове. Где еще можно найти поля красных ненаркотических маков, цветущие практически круглый год розы, горные уступы, песчаные пляжи, дремучие леса и скалы-раукары причудливых форм, образовавшиеся в результате эрозии в ледниковый период? Так, юго-западная оконечность напоминает африканскую саванну. И все это разнообразие на площади менее 3000 квадратных километров!

Каменные столбы есть во многих странах. Я уже писала о скалах Нормандии и о базальтовых «грибах» турецкой Каппадокии. Ноздреватые готландские раукары хотя и похожи на своих геологических собратьев, но все-таки имеют свой, скандинавский акцент.

А архитектура? На острове более сотни церквей. Летом они все ежедневно открыты не только для прихожан, но и для туристов. Внутри – росписи XII века, резные алтари, странные фигурки и рисунки, похожие на наскальные. Несколько лет назад я узнала, что, по одной из версий, загадочные росписи на стены сааремааской церкви Катарина Карья нанесли мастера с Готланда. Теперь я уверена, что так оно и было.

Прелестен Висбю со Старым городом, обнесенным крепостной стеной длиной 3,4 км с 44 башнями. Стена хорошо сохранилась, средневековый Висбю можно и сейчас обойти по периметру. Сравним Старый Висбю со Старым Таллинном: протяженность нашей стены на километр меньше – 2,4. А вот башен у нас было 46. Правда, гордиться нам особенно нечем: у шведов сохранились все башни, а у нас осталось 18.

В Висбю тоже есть Вышгород: город располагается на нескольких скальных уступах, но самый верх, с которого открывается потрясающий вид на море и нижний город, испокон веков занимала отнюдь не высшая знать, как в Таллинне, а наоборот, беднота. Да, видимо, еще и дурно воспитанная: детям «снизу» не разрешали водиться с детьми «сверху». Внешний вид висбюского Вышгорода – деревня деревней: вросшие в землю и утопающие в садах деревянные домики.

Водолазы ищут клады

Готланд считается самым привлекательным для кладоискателей местом на Балтике. У нас тоже периодически находят клады – вспомните солидный клад, обнаруженный вблизи поместья Ээрика-Нийлеса Кросса. Но готландский размах нам и не снился! На острове было найдено 650 кладов, состоящих из 140 тысяч арабских и западноевропейских монет и украшений. Я видела эти клады в «золотой комнате» Исторического музея Стокгольма: впечатляет!

Самая большая в мире находка серебра викинговских времен обнаружена, конечно же, тоже на Готланде: 14 300 серебряных монет, огромное число браслетов, колец и просто слитков серебра общим весом 67 килограммов. Фермер, в земле которого покоился драгоценный клад, получил от королевства 2 миллиона 100 тысяч шведских крон. Сколько это в евро, подсчитаете сами.

Между прочим, уже много лет запрещен ввоз на остров металлоискателей, а за вывоз уже найденных сокровищ можно получить реальный тюремный срок.

Русский след

Как на Балтике да без русских? Новгородские купцы здесь торговали, строили дома и молились в православной церкви. Сейчас на месте церкви ресторан под названием Ryska Gården – «Русское подворье». Рядом – узкий кривой переулок – Ryska gränd. Да и Новгородский недалеко – Novgorod gränd.

Анекдотична непродолжительная оккупация Готланда русскими войсками во время двухлетней войны 1808-1809 годов, когда остров даже входил в состав Российской империи. Русские вошли в гавань Висбю под шведскими флагами – продуманный обманный маневр, захватили остров без единого выстрела и тут же завоевали бешеный успех у висбюских дам: в отличие от шведских кавалеров, они в совершенстве говорили по-французски, превосходно музицировали и танцевали.

Обо всем этом я узнала на экскурсии по острову. Но пора перейти к практической части повествования.

Дела круизные

Самый медленный и самый круизный из всех таллинковских паромов Baltic Queen отправлялся из Таллинна на Висбю в 22 часа. И сразу – неожиданность! Часто плавающие в Швецию пассажиры хорошо знают, что посадка на паром до Стокгольма обычно начинается за два часа до отправления. Судя по количеству людей в терминале в восемь часов вечера, все они рассчитывали, что вскоре спокойно займут свои каюты и к моменту отплытия уже будут неспешно прогуливаться по палубам или пить кофе в барах. Но не тут-то было: при регистрации билета выяснилось, что посадка на паром начнется только за 15 минут до отплытия!

Уверена, что написать об этой особенности на сайте компании было бы несложно. А ларчик открывался очень просто: оказалось, что круиз на Готланд начинался вовсе не в Таллинне, как было написано в программе на сайте компании, а в Хельсинки.

Палубные билеты на рейс Хельсинки–Таллинн, выполняемый паромом Baltic Queen в 18.30, продавались пассажирам, которые всего-навсего хотели добраться до эстонской столицы к 22 часам и не помышляли о далеком Готланде, турпакеты – круизникам, для которых были готовы каюты, накрыт уже и ужин и начиналась концертная программа.

Двухчасовое ожидание посадки хорошего настроения, прямо скажем, не прибавило: поиски, где бы присесть, душное пространство терминала... Но вот Baltic Queen, совмещая в одном лице и круизный лайнер и морской трамвай, плавно вплыл в терминал, выгрузил обычных пассажиров и только потом очень оперативно, за 15 минут, загрузил нашенских, и меня в их числе, в свое чрево. Жители Эстонии резво вбежали на паром и разместились в каютах.

Что включено

Да, это был настоящий круиз. Что я имею в виду? А то, что просто билет туда-сюда до Готланда и обратно купить невозможно. Путешествовать предлагается в пакете: две ночи в каюте выбранного класса, два завтрака и один ужин. Остальное питание и выпивание в барах, а также экскурсия по острову – за отдельную плату.

Отплыв из Таллинна в 22 часа, Baltic Queen причаливает в порту столицы Готланда Висбю в 11 утра по шведскому времени. В 11.30 начинались запланированные экскурсии, билеты на которые стоило приобрести заранее, при бронировании круиза. Экскурсию только по Висбю можно было выбрать как на финском, эстонском, так и на русском языке. Экскурсия же по северной оконечности острова и по столице – только на финском и эстонском. Билеты в детский парк развлечений Kneippbyn, сами понимаете, знаний языков не требовали.

Кстати, в детский парк, где кроме водных аттракционов расположена еще и резиденция Пеппи Длинныйчулок – вилла «Курица», отправлялись родители даже с грудными младенцами.

Не знаю, как решаются все оргвопросы на больших круизных лайнерах, которые, в том числе, заходят и в нашу гавань, но готландцы подошли к делу серьезно: на выходе с парома издалека был виден высокий моряк, который громко кричал по-английски: «В город – налево, на экскурсию – направо!» Спустившись по трапу, туристы увидели стройную колонну автобусов с табличками: читай на табличке название своей экскурсии и на каком языке работает гид, и занимай место.

Большие очереди собирались на пароме и во время завтраков-ужинов. Это вполне понятно: во время регулярного рейса «шведские столы» покупают не все. Кто-то довольствуется кафетерием, а кто-то вообще поглощает в каюте принесенные из дома припасы. Но надо отметить выдержку обслуживающего персонала и нордическое спокойствие голодных туристов.

День на острове пролетел незаметно, и поздним вечером Baltic Queеn медленно отошла от причала и отправилась в свой неспешный обратный путь.

Наш остров

Самый известный житель Готланда нового времени – знаменитый шведский кинорежиссер Ингмар Бергман, который и снимал, и жил, и умер, и похоронен на Готланде. Свой последний фильм – «Жертвоприношение» – снял здесь, на берегу моря, на мысе в юго-западной части острова, близ маяка Несхольмен, Андрей Тарковский.

В юности, будучи страстной поклонницей Тарковского, я смотрела этот фильм не один раз. И всегда финальные кадры вызывали у меня, как казалось тогда моим друзьям, беспричинные слезы: что такого – длинная вертикальная панорама по дереву снизу вверх, музыка Баха и голос внезапно заговорившего немого мальчика? С реальным пустынным балтийским берегом эти кадры я тогда, разумеется, не связывала. А теперь все сошлось: пронзительный Тарковский, пиратский Готланд, тонкий песок, развевающийся на ветру белый шарф...

Расхожая фраза: у каждого свой остров. Но это и в самом деле так, и это хорошо. Сойдемся в одном: Готланд – не только остров сокровищ, он и сам по себе – сокровище. Поэтому, как пел Андрей Миронов, «купите билет на пароход» и отправляйтесь на поиски своего Готланда.

О поисках знаменитого шафранового пирожного и о 180 сортах готландского мороженого читайте в рубрике «Путь к сердцу» на странице 58. А подробно о городе Висбю чуть позже, когда вы уже соскучитесь по Готланду. Или съездите туда и сможете высказать свое отношение к этому кусочку земли в Балтийском море.

Комментарии
Copy
Наверх