Евроденьги идут. Кому повезет?

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам члена правления фирмы InterAct Аннемай Мяги, рамки, которых должны придерживаться составители проекта, становятся все более конкретными.
По словам члена правления фирмы InterAct Аннемай Мяги, рамки, которых должны придерживаться составители проекта, становятся все более конкретными. Фото: Eero Vabamägi

Более полугода составлению проектов на получение финансирования из фондов ЕС почти не уделялось внимания, но теперь, когда начался новый период финансирования, полным ходом идет работа по составлению новых программ и проектов.

В этой сфере задействованы миллиарды евро, и стороннему наблюдателю средства из фондов ЕС могут показаться бездонной денежной бочкой, из которой сполна черпают и те, кто составляет проекты, и ходатайствующие.

Но, как говорят те, кто занимается составлением проектов, даром этот хлеб не достается. Составить проект – непростая задача, насколько успешным окажется это мероприятие, зависит от многих факторов, а порой и от везения.

В период с 2014 по 2020 год финансирование Эстонии из структурных фондов Евросоюза составит 3,5 миллиарда евро. Сказать наверняка, сколько из этих миллиардов перепадет составителям проектов, сказать трудно, т.к. оплата их труда зависит от многих показателей, в том числе от объема проекта, от заказчика, а также от того, насколько опытен составитель проекта.

Специалисты помогут

Опыт – дело наживное, и сами составители проектов уверяют, что делают работу качественно. Правда, как сказала пресс-секретарь Фонда содействия развитию предпринимательства Карина Лой, обобщать все же не стоит, но одно можно сказать наверняка, что с момента вступления Эстонии в ЕС мы стали более опытными в бюрократическом делопроизводстве.

Найти того, кто возьмется составить проект, можно в специализирующихся на этом фирмах, а также на различных сайтах и форумах. Как сказал глава и собственник фирмы Projektiekspert Маркус Альфред Кыйв, есть простой способ понять, стоит ли заказывать человеку проект: «Пусть он продемонстрирует проекты, над которыми работал, и представит информацию, какие из них получили финансирование».

Как сказала Аннемай Мяги, член правления фирмы InterAct, специализирующейся на составлении проектов и ходатайств и организации соответствующих семинаров, все зависит от конкретного человека, который возьмется за работу, и в основном фирмы и специалисты, самостоятельно предлагающие свои услуги, делают работу качественно.

Правда, фирма, по словам Мяги, может предложить более разносторонние консультационные услуги, ведь не зря говорят, что одна голова хорошо, а две (или больше) лучше. Фирма InterAct занимается различными юридическими вопросами, оказывает бухгалтерские услуги, так что имеет большой опыт.

«Сезонная» работа

Как сказал Кыйв, зачастую клиенты, обращаясь в занимающуюся составлением проектов фирму, хотят гарантий, что проект получит финансирование, но ни одна фирма не может твердо обещать успех. «Я сравнил бы составление проектов с конкурсом красоты – все участницы красивы и умеют себя подать, но выбирают все же лучших», – сказал он.

По словам Кыйва, еще одно распространенное заблуждение связано с тем, что составитель проекта якобы может включить в проект и стоимость своих услуг. Этого, как отметил Кыйв, делать ни в коем случае нельзя. Многие заказчики не учитывают, что если они заказывают составление проекта, то должны располагать средствами для того, чтобы оплатить работу специалиста.

Как сказала Мерле Эйнола из Пярнумааского центра экологического образования, когда речь идет о проектах, финансируемых из фондов ЕС, расходы на персонал и общие расходы могут составлять до десяти процентов от общего объема. Другими словами, в бюджете можно предусмотреть руководство проектом, но не его составление.

По словам Эйнола, общая стоимость проекта «Пярнумааский центр экологического образования» составляла четыре миллиона евро, и в качестве оплаты труда в течение двух лет можно было выплатить до 400 000 евро. Реально команде из четырех человек, занимавшейся проектом, заплатили 62 000 евро, т.е. чуть более одного процента от общей стоимости проекта. Работа над проектом затянулась, и поэтому оплата по сравнению с рабочими часами была, по словам Эйнола, несущественной.

Как сказала Мяги, когда речь идет о международных программах, за написание проекта можно получить фиксированную сумму. Если проектная заявка получит финансирование, то ходатаю могут выплатить, например, 10 000 евро на покрытие расходов по подготовке проекта.

«Если на стадии подготовки проекта приходится встречаться с партнерами в другой стране, то эти расходы тоже могут компенсировать, но зад-

ним числом, поначалу все расходы приходится оплачивать самим», – подчеркнула Мяги, добавив, что такая компенсация, скорее, исключение, чем правило.

Те, кто занимается составлением проектов, не могут регулировать нагрузку, работа строится по принципу то пусто, то густо. Если последние полгода в этой сфере царило затишье, то сейчас начинается новый период финансирования, и все спешат заявить о себе.

«Этот бизнес не отличается стабильностью, и не приходится рассчитывать на то, что будешь постоянно заниматься составлением проектов», – сказала Мяги, по словам которой, в периоды затишья фирмам, специализирующимся на составлении проектов, приходится предлагать другие услуги, например, по руководству проектом, или проводить семинары.

Во время таких двухдневных семинаров даются базовые знания по написанию проектов, поэтому, как замечает Мяги, их нельзя рассматривать как школы по подготовке конкурентов. По словам Эйнола, для финансирования выделяются такие солидные суммы, что за прошлый финансовый период деньги даже остались, так что опасаться конкуренции не приходится.

В опубликованной в прошлом году в Riigikogu Toimetised статье «Euroopa raha võlu ja valu» профессор Тартуского университета Урмас Варблане (специалист в области международного предпринимательства) отмечал, что Эстония довольно успешно осваивала средства из структурных фондов Евросоюза, заключала договоры и выплачивала деньги.
-------------------------------

Оплата за написание проекта

Оплата по результату – работа составителя проекта оплачивается только в том случае, если проект будет осуществлен. Поскольку человек не получает денег за свой труд, его мотивация может быть снижена, и клиент может вообще не заплатить.

Оплата за составление проекта – составитель получает определенную сумму. С этим тоже связан определенный риск, т.к. составитель не несет ответственности за результат.

Комбинированная оплата – составитель получает определенную сумму в зависимости от того, насколько серьезным был конкурс, и оплату по результату – в зависимости от суммы, которую рассчитывают получить.

Комментарии
Copy
Наверх