Он все угробил, но надежда остается

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Алексис Ципрас.
Алексис Ципрас. Фото: PAUL HANNA/REUTERS

Ципрас все угробил. Эти слова одного из чиновников еврозоны передают панику, которую вызвало субботнее полуночное телеобращение главы правительства Греции. Еще в пятницу вечером в Брюсселе все представлялось в несколько более светлых тонах: после длившихся почти полгода переговоров с правительством Греции премьеры стран Евросоюза были уверены (или хотели в это верить), что о продолжении реформ в этой стране удалось договориться. Нужно это было, прежде всего, самой Греции: таким было условие получения последней части помощи в размере 7,2 млрд из 245 млрд выделенных евро. Крайний срок истек сегодня, когда Международному валютному фонду должны были вернуть почти 1,6 млрд евро.

В субботу в полночь греческий премьер сообщил, что такое решение требует проведения референдума, а в воскресенье идея главы кабинета получила зеленый свет в парламенте.

Телеобращение Алексиса Ципраса заслуживает внимания не только с точки зрения посыла, адресованного своим соотечественникам (положительный ответ греков означает увеличение нагрузки для самого народа Греции), но и с точки зрения заявленного премьером образа, который, вероятнее всего, был придуман для того, чтобы давить на совесть Евросоюза. Противопоставление авторитаризма и демократии, напоминание о том, что именно в Греции демократия зарождалась, можно считать громким демократическим ответом Европе, который намекает на то, что исключение Греции из денежного союза (и тем самым, образно говоря, из Европы) стало бы примерно тем же, как вообще отказаться от всех основ демократии.

Тут можно провести параллель с дискуссией времен принятия Греции в денежный союз, с высказыванием бывшего президента Франции Валери Жискар д´Эстена, который сказал, что нельзя же оставлять Платона за дверью. Ничего не поделаешь, образы работают.

Что дальше? Сегодня закончилась программа помощи Греции и подошел крайний срок, когда Греция должна была выплатить МВФ 1,54 млрд евро. 20 июля Греция должна выплатить Европейскому центробанку 3,5 млрд евро. У банкоматов в Афинах выросли очереди: только лишь за прошедшее выходные из банков изъяли миллиард евро. Вчера банки пришлось просто закрыть.

Разочарование лидеров ЕС в Греции сильно, но двери все же остаются открытыми. А впрочем, не все так оптимистично. Министр финансов Австрии Ханс Шеллинг назвал поведение Греции игрой в покер, где проигрыш всегда возможен. Греция хорошо поняла принцип игры, но

обыграла сама себя. Как пару дней назад заметил BBC, министр финансов Греции является хорошим экспертом в теории игры, ярким примером которой является «дилемма бандита». И именно в этом ключе нужно сегодня рассматривать ситуацию и поведение Греции.

Господь с ней, с теорией игр, но на что правительство Греции надеется в такой сложной ситуации? В древнегреческих трагедиях есть такой прием – deus ex machine, это когда все плохо и ситуация выходит из-под контроля – и тут вмешивается нечто, и все меняется. Любопытно, что и аналитики не исключают неожиданного решения греческой проблемы.

Комментарии
Copy
Наверх