Черная среда подвальных магазинов

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
«Теперь придется все это списывать?» – спрашивает Николай Иванович, владелец и продавец подвального магазинчика на Линнамяэ,45 .
«Теперь придется все это списывать?» – спрашивает Николай Иванович, владелец и продавец подвального магазинчика на Линнамяэ,45 . Фото: Альберт Труувяэрт

C 1 июля вступило в силу постановление столичного горсобрания о запрете на продажу алкоголя крепостью выше 22 градусов в магазинах, общая площадь которых составляет менее 150 квадратных метров. Представители «Таллиннской коалиции здоровья», которые выступили инициаторами постановления, уверены: алкоголь не является продуктом первой необходимости, который должен быть доступен в непосредственной близости от дома.

Вице-мэр Таллинна Мерике Мартинсон подчеркнула, что целью такого шага является уменьшение доступности и сокращение потребления алкоголя. «Мы пытаемся изменить привычки и поведение жителей, учитывая лидирующие позиции Эстонии в потреблении алкоголя в масштабах ЕС, – подчеркнула она. – Так, на 100 000 жителей в Эстонии приходится 195 пунктов продажи крепкого алкоголя, в то же время в Финляндии – 6,5, в Норвегии – 5,1 и в Швеции – 4,5. Это сказывается на здоровье народа и общественном порядке».

«Покупателей и так мало!»

В столичном районе Ласнамяэ в каждой второй-третьей многоэтажке есть свой подвальный магазинчик. За час мы обошли несколько таких торговых точек, побеседовав с продавцами и владельцами.

Николай Иванович, владелец и продавец подвального магазинчика на Линнамяэ, 45, в отсутствии покупателей коротает время за шахматами на компьютере. Мелким предпринимателем он стал еще в девяностые годы,  проработав долгое время в торговле. Его подвал торгует автозапчастями, алкоголем и товарами для рыбалки. Алкоголь представлен в широком ассортименте, хотя доходы от  магазинчика Николай Иванович считает ерундовыми. Так, небольшая добавка к пенсии. «Что будем делать? Крепкий алкоголь уберем с полок, попробуем прожить на вине и пиве. А если не потянем, то закроемся. Ну и ладно! Покупателей и так мало», – отвечает он на вопрос о перспективах бизнеса. Водку, коньяк и бренди, которые он приобрел для магазина, он не намерен возвращать производителям, считая, что с этим слишком много мороки. «Спишем, да и все!» – говорит он.

По соседству, на Линнамяэ,43, напротив Линнамяэского русского лицея разместился магазин Limi, достаточно популярный у местных покупателей алкогольной продукции. Машина у входа в магазин навела на мысль, что владельцы вывозят продукцию. Однако продавщица сообщила, что заведение продолжит работу: площадь позволяет! А вот другой магазин их сети на Паэ, 80 уже закрыт. О чем говорит  сообщение у входа в торговую точку.

Маленькие магазины вымирают

Если свернуть с Линнамяэ  на улицу Муху, то в глубине жилого квартала можно найти магазин Muhu Pood. Сюда часто забегают местные жители, если неожиданно выясняется, что дома нет хлеба либо закончились сигареты. Конечно, в ассортименте продукции есть и алкоголь. «Мы продолжим работу в прежнем режиме: все двухэтажное здание принадлежит одному владельцу, так что площадь большая, работать будем, как и прежде, – сказала продавщица Людмила. – Без алкоголя маленькому магазину не прожить. Сами понимаете, на молоке и мороженом прибыли не сделаешь. Но крепкие напитки здесь покупают редко. Больше берут пиво – рядом ведь парк Кивила, так что с приходом лета это основной товар алкогольного спроса». По ее словам, небольшие магазинчики  – это те немногие рабочие места, где могут доработать до пенсии женщины  «за пятьдесят». Но есть же магазины крупных торговых сетей, постоянно приглашающие на работу? «Там очень тяжелый рабочий график, даже молодые не выдерживают!» – считает Людмила.

«Маленькие подвальные магазинчики так или иначе вымрут в ближайшие 5-7 лет, – считает Марина, владелица подвального магазина Taevakaar на Катлери, 9. – Нынешние работницы уйдут на пенсию, а молодые в подвал не пойдут, у них другие жизненные стандарты». Она, как и другие работники подвальных магазинов, считает, что с точки зрения борьбы с пьянством нынешнее постановление горсобрания погоды не сделает. «В маленьких магазинах цены на алкоголь выше. Мы же не получаем 20-процентных скидок, которые производители дают крупным торговым сетям на большие партии алкоголя! А люди нынче деньги очень считают: наш покупатель ничего лишнего себе не позволяет, живя от зарплаты до зарплаты. Только самые необходимые продукты. И за водкой, в особенности пьющие люди, идут в большой магазин – там дешевле!» – говорит она.

По ее наблюдениям, молодежь приобщается к постоянному потреблению алкоголя через легкие алкогольные напитки. «Если власти хотят бороться с пьянством, то нужно снижать содержание алкоголя в таких напитках и разумно регулировать цены на легкие алкогольные напитки», – считает она. А путем усложнения жизни работников маленьких магазинов побороть пьянство не удастся.  В конце концов, какая разница, спрашивает она, где куплен крепкий алкоголь – в подвальчике своего дома или в большом магазине в пятистах метрах от своего жилья? Результат-то будет одним и тем же!

Логика властей непонятна

В целом работники и владельцы небольших магазинов относятся к инициативе таллиннских властей без энтузиазма: с финансовой точки зрения жизнь этих людей станет сложнее. Однако и большого горя на лицах людей мы также не заметили. Заметно другое: недоумение и неуверенность. Недоумение вызывает цифра в 150 квадратных метров площади. Почему именно она стала своеобразным водоразделом в торговле крепким алкоголем? Что решают 10-20 квадратных метров? Неуверенность же продавцов вызывает предположение, что данная инициатива – только начало, затем могут последовать новые ограничения.

«Максимальная площадь подвальной торговой точки составляет примерно 200 квадратных метров – примерная площадь четырех квартир в Ласнамяэ, – сказала одна из продавщиц. – Если следующая инициатива властей назовет минимальной площадью магазина, торгующего алкоголем, например, 250 квадратных метров, то многим подвальным заведениям действительно придется закрыться. Люди останутся без работы, но пьянство этим не остановишь. Уместная аналогия: ни громадные штрафы, ни лишение прав  не останавливает тех, кто садится пьяным за руль. Простыми запретами пьянство не победить. Нужны комплексные меры».

Комментарии
Copy
Наверх