Реформисты, соцдемы и IRL получили 3+

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ханно Певкур
Ханно Певкур Фото: Pm

По случаю ста дней пребывания у власти второго правительства Таави  Рыйваса Postimees оценил по 5-балльной шкале работу всех министров.

Второе правительство Таави Рыйваса, на которое с первого же рабочего дня обрушился шквал критики, в течение первых ста дней было вынуждено в основном оправдываться. Правительству приходилось доказывать общественности, что коалиционное соглашение работает, взаимоотношения между всеми тремя партнерами коалиции рабочие, а министров объединяет общая цель.

В четверг на внеочередном заседании Рийгикогу Кадри Симсон, руководитель фракции Центристской партии, крупнейшей оппозиционной силы в парламенте, напомнила высказывание одного из партнеров по коалиции, сделанное сто дней назад: это даже хорошо, что в отношении нынешнего правительства многие настроены так скептически, министрам придется приложить массу усилий, чтобы доказать неправоту критиков. Газета Postimees оценила по пятибалльной шкале всех членов правящего кабинета – кому удалось или не удалось переломить ситуацию.

Таави Рыйвас (35, Партия реформ), первый премьер-министр Эстонии, который вынужден был уже на 68-й день своей работы столкнуться с вотумом недоверия, который, однако, провалился. Наибольшим достижением этого политика с момента столь непростого формирования нового кабинета, стало то, что правительству удалось худо-бедно продержаться сто дней. Все это время кабинет министров боролся за доверие общества и даже потерял одного коллегу – пост главы МИДа покинула Кейт Пентус-Розиманнус. При этом именно смена министра прибавила Рыйвасу уверенности в себе.

Занятый проблемами Греции даже больше, чем проблемами жителей Эстонии, глава правительства не сумел убедительно объяснить стране необходимость принятия беженцев и удивил повышением налогов. Несмотря на падение рейтинга родной Партии реформ, Рыйвас продолжал гнуть свою линию. Теперь он копит силы к осени, которая – не без помощи партнеров по коалиции и конкурентов – обещает быть непростым временем. «Как-то убого все это выглядит», – прокомментировал работу правительства один бывший премьер-министр.

Министр внутренних дел Ханно Певкур (38, Партия реформ) сосредоточился на укреплении границы с восточным соседом еще в составе предыдущего кабинета министров.

Находясь на посту главы МВД, он последовательно занимается вопросом эстонско-российской границы. Помимо косьбы травы и вырубки кустарников на границе он также сделал ставку на охрану границы с помощью дронов и камер наблюдения.

Именно Певкуру принадлежит существенная роль в решении вопроса беженцев, он сделал все возможное, чтобы к нам не направили больше беженцев, чем мы способны принять. Кроме этого, он нашел в себе смелость говорить на эту непростую тему с народом.

При этом в подведомственной ему сфере не все так гладко. Мечты сотрудников полиции о росте зарплат столь же призрачны, как и мечты о пляжной погоде нынешним летом. На сегодня более реальным кажется, если бы министр претворил в жизнь упрощенный порядок производства о проступках. Полиция ждет, Певкур действует.

Министр иностранных дел Кейт Пентус-Розиманнус (39, Партия реформ) еще до истечения ста дней пребывания кабинета у власти оставила свой пост в связи со скандалом вокруг фирмы Autorollo. Несмотря на тревожную ситуацию в мире, требующую постоянных заявлений министра иностранных дел, именно отставка стала самым запоминающимся событием за все время ее пребывания на этом посту. В то же время нельзя сказать, что Пентус-Розиманнус не справлялась со своими обязанностями. Однако все время, пока она была главой МИДа, в воздухе витал вопрос об этичности назначения на министерский пост человека, причастного к скандалу с Autorollo, а также о роли в этой истории ее супруга, серого кардинала Райна Розиманнуса.

Последний заявил в интервью Postimees, что постоянное упоминание скандала с Autorollo является следствием сексизма в отношении женщин в эстонской политике. Однако положительная реакция на назначение на пост министра вместо Кейт Пентус-Розиманнус дипломата Марины Кальюранд заставляет всерьез усомниться в словах супруга бывшего министра.

Для министра обороны Свена Миксера (41, СДПЭ) первые сто дней работы в новом правительстве, по-видимому, были не слишком сложными. Если учитывать поддержку правительства, приличный оборонный бюджет и планы на несколько лет вперед, было бы странно, если бы он не справился со своими обязанностями. В итоге рост обороноспособности Эстонии происходит по плану, состоялось открытие штаба НАТО, вместе с другими странами Балтии Эстония лоббирует увеличение присутствия союзных войск в Восточной Европе.

Даже если министерство не сможет изменить проблемную ситуацию с госпоставками и часть денег будет выброшена на ветер, все это мало скажется на общей картине.

Стоит отметить, что с точки зрения компетентности Миксер уже давно превосходит многих своих коллег в странах НАТО. Однако для того, чтобы оборонная сфера стала приоритетом и в глазах народа, предстоит сделать еще немало.

Министр образования и науки Юрген Лиги (56, Партия реформ) на новом посту оставался немного в тени. Однако нет оснований сомневаться в том, что министр время от времени появляется на своем рабочем месте в Таллинне или в Тарту.

В вопросе финансирования частных школ Лиги продемонстрировал свою прижимистость. Наверное, сказался опыт работы на посту министра финансов. При этом, прежде чем принимать принципиальные решения, он вникал в происходящее. В процесс назначения ректоров вузов министр открыто не вмешивался, хотя происходящее вокруг выборов руководства Таллиннского технического университета и Вильяндиской академии культуры ему, без всяких сомнений, не по душе.

Учителям Лиги пообещал по возможности увеличить зарплату. Опасения по поводу министра, который был встречен в штыки некоторыми учителями, в течение первых ста дней не оправдались.

Для Свена Сестера (46, IRL), который в составе предыдущего Рийгикогу возглавлял финансовую комиссию, работа в новом правительстве сразу же стала проверкой на прочность. Новый налоговый пакет и кризис в Греции не оставили ему времени на то, чтобы войти в курс дела.

Резкое повышение налога с оборота для гостиничных предприятий и акциза на топливо с самых первых дней стали испытанием как для коалиции, так и для самого министра финансов. В итоге повышение налогов было смягчено с помощью мер, разработанных Сестером.

Кризис в Греции решается – на прошлой неделе в пятницу были начаты переговоры о предоставлении ей третьего пакета помощи.

Как политик Сестер всегда открыт для диалога и готов обсуждать даже самые неудобные темы. И все-таки кажется, что в новом правительстве он скорее исполнитель, чем политик, принимающий решения. Он склонен разъяснять процессы, но не высказывать свое мнение.

Министр экономики и инфраструктуры Кристен Михал (40, Партия реформ) ограничился тем, что реагировал на происходящее, но не проявлял особой инициативы в своей непосредственной работе. В связи с ним на память приходят всевозможные официальные рукопожатия, вроде встречи с королем паромного сообщения Вячеславом Леэдо. Михал заявил о необходимости упорядочить управление государственными коммерческими объединениями, однако ничего конкретного пока для этого не сделал. Видимо, после связанного с Сильвергейтом скандала и ухода с должности министра юстиции он все еще не решается громко заявить о себе.

Министр юстиции Урмас Рейнсалу (40, IRL) пока остается для СМИ достаточно неприметной фигурой. Высказывается он редко, причиной чего, вероятно, стало то обстоятельство, что из-за низких результатов IRL на выборах Рейнсалу покинул пост председателя своей партии.

В одном из первых своих заявлений на посту министра юстиции он сообщил, что больше не будет заниматься законом о сожительстве. Поскольку принятие этого закона вызвало жаркие споры, подобная позиция выглядит безответственной. Закон уже принят, но для его вступления в силу необходимо продолжить работу и принять целый ряд актов.

Рейнсалу также заявил, что сейчас самое время запретить нацистскую и коммунистическую символику, а также, что нотариусы могли бы расторгать браки, заключенные с иностранцами. Эти темы, конечно, важные, но явно не самые актуальные.

Надеемся, что Рейнсалу пока еще только осваивается на посту министра юстиции и в будущем он будет чаще высказываться на животрепещущие темы (как это было ему свойственно накануне выборов или на посту министра обороны), возьмется за закон о сожительстве или по крайней мере разъяснит обществу его дальнейшую участь.

Кто у нас министр окружающей среды? Марко Померанц (50, IRL). Как опытный министр он не испытывал необходимости активно заявлять о себе общественности и ежедневно составлять отчеты для прессы о каждом своем шаге.

Померанцу уже довелось представлять Эстонию в Европе. Он обсуждал экологическую ситуацию в стране с уполномоченным Еврокомиссии по вопросам окружающей среды. Ближе к осени в правительство поступят заверенные его подписью новые законы. На недостаток работы жаловаться ему не приходится.

Министр предпринимательства Урве Пало (43, СДПЭ) весной просто сменила один кабинет на другой, так как продолжает работать в том же здании, где и работала раньше. Ее никак нельзя упрекнуть в том, что она не заявляет свою позицию или бездействует. Подписав коалиционный договор, она на посту министра выступала против повышения налогов. Отчасти ее выступления принесли результат – налог с оборота для гостиничного бизнеса вырастет на 14 процентов вместо предполагавшихся 20. Конечно, поведение Пало вызвало замешательство как среди общественности, так и в правительстве.

Вдобавок она пообещала значительно изменить схему распределения средств, выдаваемых Фондом развития предпринимательства (EAS) и построить при поддержке государства крупный конференц-центр. Одним словом, разговоров было много, но посмотрим, что из этого будет сделано.

Для министра государственного администрирования Арто Ааса (35, Партия реформ) первые сто дней прошли без особых сюрпризов. Было бы наивно полагать, что административная реформа, на протяжении последних 20 лет проходившая ни шатко ни валко, под началом нового министра за три месяца совершила бы рывок вперед. Аас пытался заявить о себе, чтобы оправдать новую министерскую должность, однако в составе правительства он остается малозаметной фигурой. Для многих избирателей, не особо понимающих смысла и значения должности министра государственного администрирования, полезно было бы, если бы министр заявил о себе как можно раньше.

Будем надеяться, что за время пребывания на посту министра Аас претворит в жизнь поставленные цели и не останется вплоть до следующих выборов невидимкой.

Кое-кто мог ожидать, что ставший министром культуры актер и режиссер Индрек Саар (42, СДПЭ) заявит о себе в правительстве каким-нибудь острым высказыванием или выступлением, как это делал до него Рейн Ланг. Но он предпочел оставаться на вторых ролях. Его имя есть в программе, но сам он остается в тени.

При этом из ответов на 48 вопросов, предложенных в июне еженедельником Sirp, можно сделать вывод, что Саару хватило бы работы и на два срока. Уже в августе ему предстоит пройти боевое крещение, когда правительство займется составлением бюджета на будущий год.

Необходимо будет найти не менее восьми миллионов евро, чтобы уравнять минимальные оклады работников культуры с высшим образованием с минимальной зарплатой учителей. Надеемся, что за время пребывания на посту министра Саар откроет Эстонский национальный музей, а также новый зал Академии театра и музыки.

Министр социальной защиты Маргус Цахкна (38, IRL), уже 15 лет занимающийся политикой, заняв новый пост, притормозил (вместе с Раннаром Васильевым) запущенную впопыхах предыдущим правительством реформу трудоспособности. При этом он продемонстрировал политическую твердость, когда, несмотря на критику, утвердил на пост уполномоченного по гендерному равноправию соратника по партии Лийзу Пакоста. Несомненно, он мог бы снискать больше популярности, назначив на эту должность кого-то другого, но он был непреклонен.

В то время как остальные члены правительства словно набрали в рот воды, когда речь зашла о проблеме беженцев, и не смогли внятно разъяснить людям позицию Эстонии в этом вопросу, Цахкна не пытался усидеть на двух стульях и четко озвучил свое мнение. Когда канцлер Германии Ангела Меркель, познакомившись с Цахкна, удивилась тому, что в Эстонии министрами назначают таких молодых людей, Цахкна заверил ее, что среди председателей правящих партий в Эстонии он, будучи лидером IRL, является самым старшим.

Министр здравоохранения и трудовой занятости Раннар Васильев (33, СДПЭ) вместе с коллегой Маргусом Цахкна приступил к исправлению ошибок реформы трудоспособности, однако ничего иного о его деятельности пока не слышно. Васильева характеризуют как человека, который сначала думает и изучает, и лишь потом делает заявления. Летом министр ездит по больницам – в интервью Postimees он признался, что до сих пор личных контактов с медицинской сферой не имел, если не считать периода пребывания на должностях мэра и вице-мэра Раквере, когда ему приходилось на городском уровне заниматься также вопросами здравоохранения.

Будем надеяться, у Васильева еще есть время, чтобы войти в курс дела, а затем и проявить себя. Помешать этому могут сами социал-демократы, если они в поисках министерского кабинета для своего нового председателя Евгения Осиновского сочтут необходимым произвести рокировку в Минсоцдел.

Урмаса Круузе (50, Партия реформ), назначенного министром развития сельской жизни, можно смело назвать дилетантом, который был утвержден на свой пост для того, чтобы вежливо оправдывать бездействие и отсутствие интереса к развитию сельской жизни со стороны правительства.

Скажем честно, речь идет о так называемом танкисте. Круузе призван руководить скудно финансируемым министерством, чтобы распределять средства, поступающие от Европейского союза.

Интервью, данные новоиспеченным министром развития сельской жизни, также подтвердили полную его неосведомленность в вопросах сельской жизни и сельского хозяйства вообще.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх