Кадриорг: праздник роз и веера

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Руководитель петербургского театра исторического танца «Petit Trianon» Ярослава Бубнова (справа) приглашала всех научиться делать старинные реверансы.
Руководитель петербургского театра исторического танца «Petit Trianon» Ярослава Бубнова (справа) приглашала всех научиться делать старинные реверансы. Фото: Мартин Илуструмм, Тайро Луттер

В свой 297-й день рождения дворцово-парковый ансамбль Кад­риорг получил прекрасный подарок: в нем снова зазвучали мелодии эпохи барокко, прекрасные дамы в платьях с фижмами и высокими сложными прическами танцевали менуэты, склонялись в реверансах и играли роскошными веерами.

С модой, развлечениями и придворным этикетом тех далеких времен гостей дворца знакомили артисты петербургского театра исторического танца Petit Trianon под руководством искусствоведа Ярославы Бубновой.

Тонкости придворного этикета

Символом той эпохи организаторы праздника выбрали веер – непременный атрибут дамского кокетства. Язык веера люди того времени читали безошибочно, ведь по движению руки, перемене положения этого аксессуара, по количеству открывшихся и мгновенно закрывшихся его «листиков» многое можно было понять без лишних слов. Поэтому о веерах говорилось не только в банкетном зале Кадриоргского дворца – они стали темой выставок, мас­терских и детских игр.

Огненный фламенко с вее­рами артисты из Петербурга посвятили десятой годовщине кадриоргского Сада роз. Почитателей царицы цветов и гостей парка водил по Розовой горке садовник Андрес-Ааре Томинг. Сейчас в розариуме в полном цвету свыше шести тысяч роз – истинное наслаждения для глаз и обоняния. Новинка розария – роза «Rhapsody in Blue», самая синяя на сегодня роза с фиолетово-пурпурными цветками.

«К 300-летию Кадриорга наши садовники взяли обязательство вырастить розу, цветок которой можно увидеть в убранстве главного зала Кадриоргского дворца», – говорит директор Художественного музея Кадриорг Александра Мурре.

Навстречу трехвековому юбилею

Самый старый парк Таллинна хорошеет с каждым годом. Но у дирекции дворцово-паркового комплекса впереди еще много забот.

«Парк приведен в такое состояние, что им можно любоваться, – рассказывает Александра Мурре. – Он прекрасен, кроме двух мест. Во-первых, это Нижний сад перед дворцом, который сейчас находится в совершенно запущенном состоянии. Там должны быть фонтаны и партеры с низким стриженым самшитом, образующим сложный узор, промежутки которого заполняли цветным песком. Чуть дальше от дворца – боскеты, создававшие декоративный «задник» регулярного парка. Все убранство парка должно следовать примеру Версаля, а также учитывать северонемецкие традиции ландшафтного искусства: у дворца – низкие насаждения, а к трамвайным путям их высота должна постепенно доходить до 3-4 метров».

Исторические планы Нижнего парка частично сохранились. Но чтобы сделать точную историческую реконструкцию, специалисты должны более тщательно изучить имеющиеся исторические сведения, а также провести архео­логические раскопки.

«Возможно, частично сохранились основы фонтанов того времени. Для того чтобы приступить к их реконструкции, нужно знать, например, какого они были диаметра. На старинные акварели ориентироваться нельзя, потому что художники того времени подходили к изображению весьма «творчески». В реальности все могло выглядеть немного по-иному», – улыбается директор музея.

Второе место, которое еще требуется привести в порядок – площадка между домиком Петра I и нынешней резиденцией президента. Там когда-то размещался огород Екатерины I с пряными, лечебными травами и цветами. Подобный огородик у императрицы был в Летнем саду Петербурга.

Каким быть Кадриоргскому парку?

«Поскольку идея парка не была полностью воплощена в жизнь, то воссоздавать его сложно с точки зрения философии реставрации, – продолжает Мурре. – Какой исторический период реконструировать? В период Екатерины II барокко уже вышло из моды. К тому же известно, что во времена Петра I в парке не были установлены скульптуры. Хотя по планам они должны быть установлены на перекрестках дорожек. Какими должны быть эти скульптуры?

С одной стороны, план парка был заказан в Италии, значит, речь может идти о типичных парковых мраморных скульптурах. Но нынче из мрамора парковые скульптуры уже не делаются, используется замещающий материал. В таком случае, может быть, и не стоит делать копий с типичной садово-парковой скульптуры XVIII века? Ведь у Аугуста Вейценберга, основателя эстонской скульптуры, был план установить в парке свои скульптуры, изображающие сюжеты из эстонского эпоса “Калевипоэг” – “Koit” (“Рассвет”) и “Hämarik” (“Сумерки”) и т.д. В таком случае это было бы отличной исторической привязкой к местности, к истории начала ХХ века».

Комментарии
Copy
Наверх