Двое в одной машине

, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Недавняя публикация в Postimees об уроке вождения, закончившемся стриптизом инструктора, вызвала неоднозначную реакцию.
Недавняя публикация в Postimees об уроке вождения, закончившемся стриптизом инструктора, вызвала неоднозначную реакцию. Фото: Corbis/Scanpix

Как возникают такие ситуации, что можно сделать, чтобы их разрулить? Жертвам таких преследований нужен хороший совет. За ним мы и обратились к психологам: психолог-женщина и психолог-мужчина немного по-разному видят ситуацию. А что думаете вы?

Провокация небезобидна

Отношения имеют две стороны, и ответственность за них всегда несут двое, считает Виктория УРБ, психолог, гипнопсихотерапевт, системный семейный терапевт, руководитель Центра семьи и здоровья.

– Вот такая ситуация: двое в одной машине, мужчина и женщина. Он – инструктор по вождению, а она постигает под его руководством секреты управления автомобилем. Все вроде бы понятно до тех пор, пока инструктор не начинает рассыпаться в комплиментах по поводу внешности ученицы, дотрагиваться до ее рук, коленей, приглашать прокатиться на природу и т.д. Знакомая тема?

– Да, ко мне как практикующему психологу обращаются девушки по поводу приставаний инструкторов автошкол. Проблема не новая, но, возможно, летом она становится актуальней: одежда более открытая, а мужчина – будь он хоть инструктор, хоть профессор – остается прежде всего мужчиной.

– Значит, речь идет о злоупотреблении инструктора своим положением, то есть о сексуальных домогательствах?

– Я хотела бы подчеркнуть, что любые отношения – это как минимум все же две стороны. Согласиться на предложения инструктора или отказаться от его ухаживаний – личное дело каждой девушки, которая обучается вождению и хочет получить права. В конце концов, она уже взрослый человек! Наверняка есть инструкторы автошкол, которые не прочь совместить, так сказать, приятное с полезным. Но девушка, которая не желает таких знаков внимания и такого развития отношений, как правило, умеет дать это понять мужчине. Например, сказать: «Я попросила бы вас сосредоточиться на ваших обязанностях, я пришла сюда учиться, ваши намеки мне неприятны. Держите, пожалуйста, свои руки при себе».

– Почему же они этого не говорят и не делают? Им так нравятся комплименты?

– По-разному бывает. Это зависит от личности девушки. Некоторые соглашаются на такие отношения, рассчитывая на то, что интим даст какие-то преимущества во время экзамена. Мол, получу права, а там трава не расти: все равно мы больше никогда не встретимся. А есть такие клиентки – обычно из семей с очень авторитарной системой отношений, воспитанные в духе беспрекословного подчинения – которые просто не умеют сказать «нет». Они впадают в ступор и психологически не могут выйти из этой ситуации. Есть девушки с заниженной самооценкой, которые очень зависят от похвал и комплиментов. А есть и такие, которым просто нравится провоцировать и создавать рискованные ситуации, потому что они слишком молоды и уверены, что ничего страшного с ними все равно не случится. А если что – они пожалуются папе, другу, начальнику автошколы, обратятся в полицию.

– Или в газету?

– Тоже вариант. Кстати, я читала эту публикацию, и у меня было ощущение, что девушка хотела отомстить инструктору, позволившему себе «неуставные» отношения. И ей это удалось! Но можно было и не допускать такого развития событий: не надевать коротких платьев, резко и однозначно негативно реагировать на любые разговоры, не имеющие отношения к обучению. В конце концов, просто поменять инструктора! У нас же есть и женщины-инструкторы по вождению!

– В таком случае это предупреждение всем любителям скрасить трудовые будни ни к чему не обязывающим интимом: девушка-ромашка может оказаться совсем не так проста и наивна, как кажется…

– Согласна! Но если все же причина в том, что у девушки низкая самооценка, она не научена говорить «нет», не умеет защитить себя, то лучше обратиться к психологу, психотерапевту, чтобы проработать эту проблему и избавиться от нее навсегда. Иначе подобные ситуации будут сопровождать ее по жизни. «Жертва» просто притягивает агрессора. На этот счет существуют различные психологические теории, например, теория Карпмана «агрессор – жертва – спасатель». Женщины, живущие по этой схеме, постоянно оказываются в замкнутом круге беды.

– Что бы вы могли порекомендовать девушкам, которые не хотят попасть в такую ситуацию?

– Ну, во‑первых, не стоит оплачивать сразу несколько занятий вперед, пока вы не убедитесь, что это тот самый инструктор, который вам подходит.

Во-вторых, стоит сразу установить границы: ты – инструктор, я – ученица. Жестким тоном укажите на то, что вам не нравится, когда нарушают ваше личное пространство. Помните, что вы платите деньги за то, чтобы вас учили безопасному вождению машины, а не за то, чтобы доставить удовольствие работнику автошколы.

В-третьих, важно выбирать правильную одежду. Одевайтесь проще и удобнее, избегайте мини, декольте, тонких прозрачных тканей, облегающих фасонов, подчеркивающих формы. Это может быть неверно истолковано мужчиной.

И самое главное: меньше рассказывайте о своей личной жизни. Одинокая вы, разведенная или замужем – это не должно интересовать работника автошколы. Старайтесь уходить от разговоров о своих кавалерах, друзьях, муже, планах личного характера. И особенно от мужских жалоб на одиночество, непонятость и необходимость в доброй душе. Инструкторы по роду своей работы – неплохие психологи, они знают, на какой крючок можно поймать человека.

Если следовать этим простым рекомендациям, то риск возникновения неприятной истории минимален. Если же вы сами, пусть даже неосознанно, каким-то образом провоцируете ее, то, как говорится, каждый кузнец своего счастья.

Власть способна запускать сексуальные драйвы

Ситуации, когда распускать руки и делать недвусмысленные предложения начинает начальник, преподаватель, инструктор по вождению или тренер, лишь относительно недавно стали попадать в поле зрения общества, считает Роман Крылов, консультирующий психолог, член Союза психологов.

– Недавно в поле зрения прессы попал случай, когда инструктор одной из автошкол пытался, так сказать, совмещать приятное с полезным.

– Да, я читал этот материал. Но с сексуальными домогательствами можно столкнуться в любой сфере, где присутствует субординация, когда один человек является начальником, а другой находится в подчиненном, зависимом и, следовательно, более уязвимом положении.

Определенные научные исследования на эту тему свидетельствуют: власть способна запускать сексуальные драйвы. Не все готовы к власти. Для некоторых она является инструментом для получения неких выгод, в том числе для реализации внутренних потребностей, которые без обладания властью реализовать не получается. Самая крайняя и экстремальная форма этого – сексуальные домогательства на рабочем месте и в учебных учреждениях.

– Но порой трудно классифицировать происходящее: это просто флирт, дружеские отношения или уже стоит говорить о сексуальных домогательствах.

– Определение сексуального домогательства достаточно сложное. Дружеские отношения на работе, отношения, где присутствует компонент взаимной симпатии и даже флирт, не попадают в сектор, называемый сексуальными домогательствами. Основным маркером домогательств является НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, то есть, когда происходит что-то против вашего желания и что доставляет вам дискомфорт, создает напряженную и тревожную обстановку, и вы перестаете чувствовать себя в безопасности на рабочем месте или в учебном классе. Если двое коллег обмениваются положительными позитивными чувствами и это не мешает другим, никакой проблемы нет.

Ситуации, которые можно назвать сексуальными домогательствами, бывает сложно определить еще и потому, что домогательства могут проявляться в разных формах. Во-первых, вербальная – когда намерения выражены словами: это предложения сексуального характера, скабрезные анекдоты, комментарии по поводу частей тела и т.д. Во-вторых, домогательства могут быть выражены и в невербальной форме: допустим, раздевающий или оценивающий взгляд, концентрирующийся на определенных частях тела долгое время. Это могут быть также звуки, имитирующие сексуальные отношения, присвистывания, причмокивания. Вроде бы ничего не происходит, но все понимают, о чем это всё. И в‑третьих, физическая форма домогательств: прикосновения, пошлепывания, пощипывания.

– Наверное, нужно хорошо понимать, что для любого начальства сочетать работу и секс просто удобно. Да и спорить с начальством, как говорится, себе дороже.

– Конечно, поэтому наиболее уязвимыми в этих ситуациях считаются женщины, особенно молодые, а также новички на рабочем месте. Когда преследователем становится начальник, который уверенно предлагает вступить в интимную связь, и рассказывает, кто из сотрудников проявил лояльность в данном вопросе, а кто отказался и поплатился за это карьерой, то человек без опыта работы может подумать, что так устроен мир, что так происходит везде. Поэтому очень важно знать: на рабочем месте такого не должно быть!

– Что же делать в такой ситуации?

– Самое сложное для человека, попадающего в ситуацию сексуального домогательства, – поверить, что это в действительности происходит, происходит именно с ним, с его телом. А также, что определенный человек это реально делает. Очень многие случаи замалчиваются и не выходят на поверхность, потому что сама жертва не расценивает это именно как домогательства. Хотя активно испытывает негативные переживания, но при этом считает, что это является нормой. Поэтому первое, что нужно уразуметь: то, что происходит, выходит за рамки нормальных рабочих отношений.

Второе, что нужно сделать, – дать понять, что вам это не нравится. Однако защитные механизмы у разных людей включаются по-разному. Один из защитных механизмов – когда человек просто впадает в ступор и ничего не предпринимает. Такое поведение может восприниматься преследователем как согласие: если вы не говорите «нет», значит, вы говорите «да». Для некоторых даже «нет» еще ничего не значит. Логика некоторых мужчин такова: если женщина говорит «нет», это означит «да, но после». Поэтому «нет» должно звучать уверенно, активно и однозначно. Понятно, что те, кто может так выразить свое отношение к происходящему, не становятся жертвами. Но если личность сама по себе неуверенная, тревожная и уязвимая, то чаще и попадает в сферу интересов преследователей.

Третья рекомендация – избегать общества этого человека. Четвертая – соблюдать определенный дресс-код. Поясню: с одной стороны, все могут одеваться так, как они хотят. И если жаркое лето, то одежда может быть короткой и открытой. С другой стороны, здравый смысл никто не отменял: во многих организациях персоналу не рекомендуется носить глубокие декольте, короткие юбки, одежду красного цвета и т.д., так как это действует возбуждающе и провоцирующее.

Конечно, большинство мужчин и женщин в обществе могут с этим справляться. Однако надо иметь в виду, что не все обладают такими социальными навыками, социальной зрелостью и силой личности, чтобы красиво и социально приемлемо выразить свое чувство симпатии и восхищения. Есть люди, которые очень сильно чувствуют сексуальное желание, но при этом обладают крайне слабыми социальными навыками для выражения таких чувств. Флирт ставит таких людей в довольно сложную ситуацию, испытывая человека на прочность. Далеко не все выдерживают это испытание.

Я работал в одной организации, занимающейся людьми с нарушениями психики. Для них лето – весьма сложный период: кругом голые ноги, короткие юбки, тонкие бретельки. Поэтому разумно было бы учитывать, что в нашем обществе живут очень разные люди.

– Имеет значение и то, как начальство смотрит на проблему сексуального домогательства, не так ли?

– Да, конечно. Важно, насколько начальство осведомлено о том, что происходит в коллективе, и о том, что проблема сексуальных домогательств на рабочем месте существует. А также насколько начальство считает такие отношения не нормой рабочих отношений. Хорошо, если руководители проходят курсы обучения по этой теме и проводят курсы для своих подчиненных.

Ведь если четкое «нет», высказанное жертвой сексуальных домогательств, не оказывает должного воздействия на преследователя, то следует обратиться с жалобой к вышестоящему начальству. А если это не помогает, то следующая инстанция – Трудовая инспекция или отдел по гендерному равноправию Министерства социальных дел. Работающие там чиновники очень просят сообщать, если такое поведение случается.

В целом важно, как общество относится к сексуальным домогательствам на рабочем месте. В Эстонии в этом отношении не все идеально, однако правильное понимание и правильное отношение к проблеме есть. Так что говорить о проблеме можно и нужно, это лучший способ отстоять рабочее место и свое человеческое достоинство.

– Насколько серьезной может быть моральная травма?

– Разные люди переживают такие ситуации по-разному. Для многих людей это очень серьезная травма с развитием депрессии, постстрессового состояния, требующая квалифицированной психологической помощи. Все зависит от обстоятельств и индивидуальных особенностей характера.

Комментарии
Copy
Наверх