Урмас Круузе просит Минфин зарезервировать деньги

, репортер
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Урмас Круузе.
Урмас Круузе. Фото: Mihkel Maripuu

Как утверждает министр развития сельской жизни Урмас Круузе (Партия реформ, на фото), он уже просил Министерство финансов быть готовым компенсировать массовое уничтожение свиней.

- В прошлом году в это же самое время я писал о свиной чуме в северной Латвии. Почему же теперь, год спустя, с этой же проблемой столкнулась Эстония?

- Эксперты говорили, что это маловероятно, чтобы свиная чума вообще могла проникнуть на территорию Эстонии. Охотники рассказывают, что из-за двух теплых зим подряд популяция диких кабанов выросла. Это в свою очередь увеличивает риск контактов их с домашними свиньями и соответственно заражения последних.

- Представитель крупнейшей в Эстонии свинофермы Rakvere Farmid уже выступил с предложением закрыть мелкие свиноводческие хозяйства. Но имеет ли крупный производитель право требовать закрытия сотен домашних хозяйств?

- Сам по себе вопрос поставлен правильно, но, с другой стороны, мы имеем дело с агрессивно распространяющейся болезнью, чтобы от нее избавиться, нам может потребоваться 10-15 лет. Сейчас требования должны быть одинаковыми как для крупных, так и для мелких хозяйств. Пример Литвы показывает, что свиная чума добралась и до крупных ферм. В Эстонии же сейчас речь идет, скорее, о мелких фермах.

Выращивание свиней в нашей стране сосредоточено преимущественно в руках крупных производителей, но в то же время мы должны учитывать, что эта отрасль является частью нашей культуры. К сожалению, содержание свиней для собственного потребления может обернуться ущербом, речь идет о тысячах животных и сотнях рабочих мест.

Если мы скажем, что не разрешаем содержать, к примеру, меньше 20 свиней, то это, на мой взгляд, тоже не совсем правильно. Но в нынешних обстоятельствах условия безопасности для всех должны быть одинаковыми.

- Какие дополнительные требования будут установлены для  мелких хозяйств?

- Мы обсуждали, что свинарники следовало бы оградить заборами. Кроме того, домашних свиней нельзя выпускать на волю. Разрабатываются также меры по оказанию поддержки предпринимателям, которые не смогут справиться самостоятельно.

В Валгаском и Вильяндиском уездах насчитывается примерно 140 000 свиней. Если этот регион целиком окажется в т.н. красной зоне (трехкилометровая зона – прим. ред.), где будут действовать серьезные ограничения на экспорт, на внутренний эстонский рынок попадет очень большое количество свинины. И тут вопрос даже не в цене этого мяса, а в том, будут ли люди его вообще покупать.

По моим данным, в Rakvere Farmid в Вильяндиском уезде содержится около 50 000 свиней. На сегодня они остаются за пределами красной зоны.

- Если у крупного производителя Rakvere Farmid заболеет хотя бы одна-единственная свинья, придется уничтожить всех животных?

- В принципе, да. Ферма неоднократно дезинфицируется и только примерно через два месяца можно будет завезти туда новых животных.

- Если чума доберется до Rakvere Farmid, имеет ли государство финансовый и административный ресурс для того, чтобы справиться с ситуацией? Получится ли всех свиней уничтожить и компенсировать ущерб свиноводам?

- Ликвидация нынешних очагов заражения – я говорю о компенсации за уничтожаемых свиней, кормов и о дезинфекции свинарников – стоит около 50 000 евро. Но если болезнь проникнет на крупные фермы, например, где 10 000 животных, речь пойдет совсем о других суммах. Средняя стоимость компенсации за уничтожение свиньи может достигать сотни евро.

Мы сообщили Минфину о том, что, возможно, придется резервировать средства на процедуру ликвидации около 3000 свиней. Принцип компенсации прост: три четверти поступит от Евросоюза, но это не более 90 евро, а эстонское государство добавит 25%. Окончательная сумма компенсации будет установлена совместно с Еврокомиссией.

Кроме того, нужно заниматься здоровыми свиньями, оставшимися за пределами красной зоны. Их мясо хоть и годится в пищу, но на него будут действовать ограничения на экспорт и особые требования контроля.

Если после официального подтверждения зоны ограничений цена на такое мясо упадет на 30% или больше, появится возможность компенсировать падение цены. В этом случае Еврокомиссия и правительство Эстонии договорятся о сумме компенсации, одну половину которой будет выплачивать Еврокомиссия, а другую – государство. В Польше и Литве таким образом выплачивалась компенсация в размере 35 евро на 100 кг веса.

Комментарии
Copy
Наверх