Малийский солдат – веселый практик

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Малийские военнослужащие на практических занятиях.
Малийские военнослужащие на практических занятиях. Фото: Эвелин Калдоя

«Мне всегда нравится, когда они спрашивают, а надо ли разбегаться, если начнется перестрелка», – посмеивается эстонский инструктор, в течение полугода в рамках учебной миссии ЕС обучавший малийских военнослужащих.

«Малийский солдат нетипичный. Недисциплинированный, но очень веселый, – рассказывает инструктор. – Как мы здесь говорим, они дети цветов, к ним нельзя подходить так же, как к эстонцам. Если они учатся, то на практике, а не по книге».

Люди сиесты

«Крепкий орешек, но когда, наконец, созревает, дает плоды», – так, прибегнув к растительной терминологии, характеризует он типичного малийского солдата.

Исходя из этих особенностей местного темперамента, инструктор и строит свои занятия. «Самое простое – это начать с очень краткой теоретической части и затем сразу перейти к практическим занятиям. Я использовал видеозаписи реальных ситуаций, которые возникали во время боя. Такого материала в Интернете огромное количество. И практика, практика, практика. Тяжело в учении, легко в бою». Прибывшие в Мали 28 февраля инструкторы из Эстонии обучали три группы местных военных: кадетов военного училища, учащихся курсов унтер-офицеров, а также подразделение, которое ранее уже проходило подготовку под руководством эстонских военных, а затем несло службу в беспокойной северной части страны.

Для капитана Анри Шадуро, под чьим началом эстонцы служат в Мали, эта миссия стала первым опытом обучения военнослужащих другой страны, хотя он имеет опыт участия в операции в Афганистане в 2009 году.

«Особой разницы нет: работа как работа, ведешь занятия, обучаешь людей, как и в Эстонии, – говорит Шадуро. – Но здесь времени гораздо меньше, чем в случае с нашими солдатами. У нас мы имеем возможность углубиться в тему, здесь, в Мали, постоянная гонка и темы осваиваются быстрее».

Самая опытная группа курсантов уже успела послужить в самом сложном, северном, регионе страны. Они приезжают в город Куликоро для прохождения дополнительной подготовки в течение нескольких недель, а затем их отправляют обратно на север. С ними отрабатываются уже более сложные ситуации. «Оборонительные операции, засады, патрулирование, контрольные пункты, обыски и все такое», – перечисляет Шадуро.

«Солдат, он везде солдат – один более прилежный, другой более ленивый – на самом деле профессиональный подход везде одинаковый», – уверен Шадуро.

Тем не менее и начальник эстонского контингента признает, что подход к малийцам нужен не такой, как к эстонцам. «На них лучше действует спокойствие и дружелюбие, они вообще люди сиесты – как только есть возможность, отдыхают», – поясняет он.

Эстонские инструкторы отмечают, что здешние военные училища являются скорее общеобразовательными учебными заведениями, после их окончания можно получить хорошую работу, повысить свой социальный статус.

Полигон от нечистого

С несколько иным контингентом учеников будут иметь дело эстонские военнослужащие, которые прибудут в Мали осенью. Дело в том, что если до сих пор обучать приходилось в основном чернокожих малийцев, то осенью ожидается появление туарегов, которые отличаются более высокой военной культурой, чем их южные соотечественники.

Обучение проходит в окрестностях базы в Куликоро, где имеются учебные полигоны. Для отработки городских боев используется комплекс строений, в которые не пожелали возвращаться местные жители, уверовавшие, что там хозяйничает нечистая сила.

В северной части страны, где разворачиваются активные боевые действия, инструкторам ЕС делать нечего. На карте Мали ровно по центру проходит красная линия, которую им пересекать запрещается. Запрет обусловлен т.н. золотым правилом одного часа: если с военнослужащим ЕС происходит несчастье, он должен быть доставлен в течение часа вертолетом из любой точки страны в самый современный полевой госпиталь в Куликоро.

Жилища инструкторов ЕС и малийских курсантов располагаются на расстоянии 150 метров, поскольку вся их жизнь проходит на территории одной малийской военной базы, которая работала здесь еще до начала нынешней миссии. Рабочий день начинается в 6.30 утра, затем занятия, в 12.30 обед, после которого наступает сиеста, с 15.30 до 18 часов продолжаются занятия, затем опять прием пищи и подготовка к следующему учебному дню. Занятия проходят с понедельника по субботу, в воскресенье инструкторы готовятся к новой неделе.

Вопрос организации в Мали учебной миссии рассматривался Евросоюзом еще в 2012 году, когда силы исламистов вторглись из северной части Мали на юг страны.

Полномасштабная операция была развернута к началу лета 2013 года, когда возглавляемая французами военная миссия Serval смогла остановить натиск туарегов и исламистов.

В настоящее время самый весомый вклад в миссию вносит Германия. Вторым по значению участником миссии является Испания. Из 28 стран ЕС в миссии участвует 22 государства, в настоящий момент Эстония представлена шестью военнослужащими.

ЕС планирует работать в Мали как минимум до весны 2016 года. Наряду с обучением военнослужащих ЕС оказывает Мали содействие в рамках гражданской миссии EUCAP Sahel Mali, осуществляя подготовку сил внутренней безопасности.

Мандат эстонской миссии действует до конца текущего года, затем правительство, при наличии желания, должно будет обратиться в Рийгикогу с просьбой о продлении мандата.

Журналист посетила Мали по приглашению Министерства обороны ЭР.

Справка «ДД»:

Чем занимается ЕС в Мали?

• Учебная миссия ЕС – одна из трех действующих в настоящее время в Мали военных миссий. Помимо нее в северной части страны и в других странах Сахеля разворачивается французская боевая операция «Бархан», а также миротворческая миссия ООН.

• В миссии ЕС задействовано более 500 военнослужащих из 24 стран союза. В данный момент Эстония представлена в ней шестью инструкторами, еще два штабных офицера задействованы в миссии ООН.

• Хотя в период обучения малийских военнослужащих распределяют по группам между различными инструкторами ЕС, для всех действует единая учебная программа.

• Нынешняя страна-куратор миссии – Германия, командир – германский бригадный генерал Франц Ксавьер Афренголь.

Лучшая больница в радиусе 2000 километров

В ходе учебной военной миссии ЕС вертолеты применяются с единственной целью – для медицинской эвакуации в расположенный в Куликоро полевой госпиталь, который, по словам одного участвующего в миссии немецкого офицера, является самым современным медицинским учреждением в радиусе 2000 километров.

Функционирование госпиталя изначально осуществлялось под началом немецких военных врачей. Немцы организовали медицинскую службу при миссии ЕС с той знаменитой аккуратностью, которая только подтверждает их национальную репутацию.

Если в ходе прошлогодней миссии ЕС в Центральноафриканской Республике почти каждую неделю, а то и чаще европейские военнослужащие становились жертвами малярии, то на сей раз, по словам главного врача полевого госпиталя в Куликоро, никто из участников военной миссии в Мали не подхватил этой болезни.

«Все военнослужащие, как правило, хорошо подготовлены к миссии, получили все необходимые вакцины, – поясняет главврач Йоахим К. (по правилам международных миссий вооруженных сил Германии, военнослужащих можно называть сокращенными именами). – Они принимают таблетки от малярии, над нашими кроватями натянуты противомоскитные сетки».

Трудно делать далеко идущие выводы на основании мимолетной экскурсии, однако впечатление такое, что в отношении введения и исполнения правил немецкие военные медики более строги, чем их французские коллеги.

Если на базе в ЦАР можно было и после захода солнца – то есть в самое москитное время – наблюдать французов, занимающихся спортом в одних лишь шортах, то, по словам доктора Йоахима, в Куликоро они немедленно пресекают такое безобразие, стоит им только заметить в темное время военнослужащего с закатанными рукавами. Медики регулярно проверяют сетки от комаров и заменяют их на новые при обнаружении малейших повреждений.

«Наша основная работа – это травматология: ДТП и прочие несчастные случаи, которые происходят в период обучения малийских военнослужащих. Плохо то, что у врачей здесь нет такой большой практики, как на родине, где им приходится ежедневно проводить по пять-шесть-семь операций. Но, с другой стороны, для миссии хорошо, что у нас тут мало работы», – улыбается немецкий врач.

В полевом госпитале десять коек. Одна в отделении интенсивной терапии. До сих пор госпиталь еще ни разу не бывал переполнен.

«Трудно предугадать количество пациентов на неделе – оно может колебаться от десятка и до 50-60 человек, – рассказывает главврач. – Это во многом зависит от сезона. Иной раз к нам поступает сразу много пациентов с расстройствами желудка. В другой раз – много пациентов с травмами».

В ответ на вопрос, велика ли вероятность того, что госпиталь не сможет вместить всех требующих медицинской помощи, главврач сказал: «Я могу представить ситуации двух типов: первая – это, например, крупный теракт или ДТП, вторая – инфекционные заболевания. Мы не готовы к значительному числу пациентов, например, в случае пищевого отравления или чего-то подобного».

Поэтому персонал госпиталя проводит активную профилактику желудочных инфекций. «Мы все дезинфицируем, проверяем кухню, не позволяем военнослужащим питаться вне базы», – отмечает Йоахим К.

На минувшей неделе, когда эстонская делегация заглянула в полевой госпиталь Куликоро, там было два пациента – один военнослужащий ЕС и один малиец. Хотя обычно малийцев лечат местные врачи, этот человек в связи с особо тяжелой травмой был принят в госпиталь европейской миссии: во время учений он прострелил себе ногу. Врачи полевого госпиталя ЕС прямо в Куликоро трансплантировали раненому в простреленную ногу костную ткань, взятую из его собственного бедра. Сейчас малиец уже идет на поправку, хотя, по словам немецкого медика, они бы хотели, чтобы послеоперационное лечение этого пациента также проходило под их наблюдением. «Через шесть недель мы извлечем из ноги металл, и тогда, будем надеяться, он сможет вести прежнюю жизнь», – говорит главврач.

Нынешний главврач полевого госпиталя в Куликоро ранее дважды участвовал в афганской миссии НАТО и один раз побывал в Косово, кроме того, ему доводилось участвовать в международных операциях в качестве военного врача на боевых кораблях.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх