Кабы я была царица...

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Природа. Иллюстративное фото.
Природа. Иллюстративное фото. Фото: Вера Копти

Шоссе Хельсинки – Выборг иногда называют «царский путь». На самом деле в юго-восточной Финляндии с домом Романовых связано гораздо больше, чем одна дорога.

Места отдыха, военные объекты, другие достопримечательности – наследие царской России финны, как это ни странно, чтут и заботливо за всем этим ухаживают. Не говоря о том, что кругом надписи на русском языке. Начнем с первого, самого известного царского места – рыбацкого домика около порогов Лангинкоски.

Рыбак рыбака

Пороги на бурной реке Кюмийоки впечатляют и сегодня. Так и кажется, что воон там, на камне, стоит высокий человек в старомодном рыбацком костюме. Вот так, по-простому, ловил здесь лосося император российский Александр III. Рядом – простая деревянная изба, рыбацкий домик, дача, куда выезжало царское семейство с чадами и домочадцами, с кухарками и гувернантками и проводило некоторое летнее время в диком финском уголке в очень спартанских условиях.

Когда в 1889 году Александр III с семьей прибыл в Лангинкоски впервые, тридцатью залпами гремел артиллерийский салют. На обеде по случаю приезда и новоселья император произнес тост в честь Финляндии и приказал оркестру играть «Бьёрнеборгский марш» – неофициальный гимн страны, который до сих пор предваряет публичное появление президента Финляндии. Именно здесь царем была произнесена знаменитая фраза: «Когда русский царь ловит рыбу, Европа может подождать».

Брожу по царской даче. Это большой двухэтажный дом с верандой, рубленный из соснового бруса. На первом этаже – гос­тиная, зал, кабинет, кухня. Рассматриваю дровяную плиту и царскую пилу, которой он сам пилил дрова. На втором этаже – спальни с узкими кроватями и очень скромным убранством. Вообще интерьер, кстати, подлинный, очень сдержанный, даже аскетичный. Мебель, правда, сделана из карельской березы.

Сиятельный дачник

Видимо, император всероссийский и его свита не очень напрягали местных жителей, потому что после смерти Александра III в Лангинкоски была установлена мемориальная доска с трогательной надписью: «Миротворец Александр III наслаждался здесь покоем и отдыхом, оберегаемый верным народом, 1888-1894».

Однажды побывал здесь и Николай II. А во время I мировой войны по распоряжению вдовствующей императ­рицы Марии Федоровны в Лангинкоски располагался «дом для выздоравливавших раненых воинов».

Здесь можно заказать специальную экскурсию, и тогда по домику вас будут водить сам император, датская принцесса Дагмар, фрейлина Вырубова или адъютант императора граф Михаил Остров.

Сейчас территория дачи имеет статус заповедника. А этим летом вокруг царского домика велись строительные работы: реконструировали многочисленные мостики, укрепляли береговые дорожки. Завершение работ планируется к концу года, о чем сообщали объявления и на русском языке, без ошибок и опечаток.

Царский привет с берега дикарей

По-шведски городок Лаппеэнранта называется Villmanstrand – берег дикарей. Наверное, поэтому на его гербе – детина с дубиной. В центре Лаппеэнранты на холме – маленькая царская крепость, на крепость совсем непохожая, хотя когда-то она исправно защищала границы то Швеции, то России, в зависимости от гео­политической ситуации, разумеется. В 1741 году шведская власть в городе Лаппеэнранта сменилась российской. А в позапрошлом веке город превратился в знаменитый финский курорт.

Заходим в Выборгские ворота. Сегодня это пространство на холме с казармами, превращенными в музеи. Там есть, например, музей Южной Карелии, есть крошечная действующая православная церковь, уйма кафешек. Привлекают внимание две вывески: магазина Ma­troona и кафе Majurska. Если с матроной-Матреной все более-менее понятно, то второе слово шведское – и переводится как «Майорша». Выдающаяся, видно, была дама – жена майора крепости, что ее именем названо самое культовое заве­дение города.

Прямая широкая дорога спускается к гавани, где находится Песчаный замок. В этом году скульптуры из песка можно увидеть уже в двенадцатый раз. Тема пескостроения меняется от года к году, и на этот раз обширная площадка заставлена разнообразными фигурами героев: от смелых пожарных и добрых докто­ров до поп-звезд и героев мультфильмов. Честно говоря, художественные достоинства скульптур весьма скромны, но само место среди местных жителей и туристов популярно.

Вдоль по каналу

Лаппеэнранта стоит на берегу озера Саймаа, которое тоже имеет тесную связь с Российской империей: открытый еще в 1856 году судоходный канал соединяет озерную систему с Выборгским заливом. По каналу курсируют небольшие грузовые суда и прогулочные теплоходики. Имеется даже регулярное пассажирское сообщение с Выборгом. Мы совершили замечательную двухчасовую прогулку по каналу.

В 1826 году группа крестьян из этой местности отправилась с петицией к только что вступившему на престол Нико­лаю I. Дело в том, что озерная система Саймаа не имела выхода к морю, и доставлять грузы в эту часть Финляндии и обратно было очень долгим и дорогим удовольствием. Император внял просьбам и дал отмашку начать проектирование. Долгострой продолжался тридцать лет.

Общая протяженность канала с морским фарватером – 57,3 км, из них Финляндии принадлежат 23,3 км, России – 34 км. Управление гид­ротехническими сооружениями и поддержание канала в судоходном состоянии осуществляются финской стороной, поддержание в судоходном состоянии морского фарва­тера – российской. Уровень озера Саймаа почти на 76 метров выше уровня Балтийского моря, и без системы шлюзов канал прев­ратился бы в порожистую реку с огромной скоростью течения. Шлюзов на канале – пятнадцать. Мы прошли только один – шлюз Mälkiä. И должна сказать, это было впечатляюще!

Кораблик вплывает в камеру шлюза, до краев наполненную водой. Ворота медленно закрываются, матрос крепко привязывает канат к подвижному толс­тому стальному пруту, уровень воды начинает медленно снижаться, вместе с водой на 13 метров опускается и корабль. Когда уровень воды в шлюзе сравнялся с уровнем за его пределами, открылись другие ворота и нас выпустили наружу. Обратный проход еще более эффектен, потому спускаемая в шлюз вода пузырится и словно кипит, как в котле.

Сразу за шлюзом виднеются старое русло канала и памятный знак, который символично называется «Царские ворота», что опять же напоминает нам об исторической связи Финляндии и России.

Вилла императрицы

Если посмотреть на моренную гряду Пункахарью с высоты птичьего полета, то наверняка захватит дух. Когда едешь по ней на машине, это тоже интересно: узкая полоска суши длиной более семи километров извивается между озерами Пурувеси и Пихлаявеси.

Ровесницу ледника – гряду давным-давно облюбовали отдыхающие. Дачки и пансионаты здесь появились более ста лет назад. И уже в 1890-х годах в Пункахарью не хватало мест для размещения гостей, поэтому было решено построить еще одно здание, получившее название «Вилла императрицы» (Keisarinnan Huvi­la). Этот спроектированный архитектором Себастьяном Грипенбергом нарядный деревянный домик с башенками, мезонинами, резными наличниками и карнизами должен был называться прос­то «Вилла Пункасюрья» (Villa Punkasyrjä). И, насколько известно, никакая императрица на этой вилле не бывала, так что происхождение названия до сих пор окутано тайной.

Может быть, мастеровые, украшавшие резьбой стоящий на холме и издалека видный за деревьями дом, ничего красивее не видели? По другой версии, Николай II со своей супругой Александ­рой Федоровной как-то раз планировали приехать в Пункахарью, и императрица должна была раз­меститься на вилле, но поездка по каким-то причинам не состоялась. А название осталось.

И опять про царей

Если вы едете по трассе №14 по направлению к Савонлинна, не проскочите поворот налево, там где указатель с надписью Harjun alue. Повернув, вы окажетесь на дороге, проложенной по гряде, которая существует с XV века. Уже тогда дорога звалась Королевской: финские земли вплоть до Выборга принадлежали Швеции, и таким путем можно было добраться сначала до крепости Олавинлинна (об этом чудесном месте в другой раз), а потом и до замка в Выборге. Место было бойкое: тут сновали и торговые повозки, и почтовые экипажи, и кареты дворянской знати.

Спустя много лет, когда эти земли в составе Великого Княжества Финляндского вошли в состав Российской Империи, здесь снова объявилась знать – русская, и дорогу переименовали в Царскую. Император Александр I, заехав в Пункахарью в 1803 году, был покорен гус­тыми лесами, гладью бесконечных озер и узкой грядой. А в середине XIX года уже по указу Николая I здесь был основан лесной заказник.

Мы тоже остановились в самом узком месте: чистейший воздух и вода со всех сторон. Чем мы хуже царей-королей?

Но надо двигаться дальше. О крепости-острове и сухом водопаде – в одном из следующих номеров.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх