Сделка по продаже дачи обернулась скандалом прямо перед подписанием договора

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Концерн рассматривает Эстонию в качестве стратегического пункта.
Концерн рассматривает Эстонию в качестве стратегического пункта. Фото: SCANPIX

Продажа пенсионеркой участка в садоводстве под Нарвой затянулась на полтора месяца и под конец стала напоминать детективную историю. Представитель покупателей и маклер обвиняют друг друга в срыве сделки. А хозяйка участка готовится к серьезной операции и сокрушается о потерянном времени, пишет «Виру Проспект».

Обо всем договорились

Мария Алексеевна (имя изменено) серьезно заболела и перестала справляться с дачным участком в садоводстве «Весна», который много лет обустраивала вместе с мужем. Муж умер, и, вступив в наследство, женщина решила дачу продать. Для этого она обратилась к маклеру Тамаре Николаевой из фирмы Peremaakler OÜ, которая приходится ей родственницей.

На уютный участок с небольшим домиком, расположенный недалеко от дачного магазинчика и сразу трех автобусных остановок, быстро нашлись покупатели. Живущий в России  Александр Духопельников, в прошлом нарвитянин, и его сестра Галина Савенкова хотели купить участок для своей матери Нины.

По словам Марии Алексеевны, покупатели приехали смотреть дачу большой компанией, потом привезли и свою мать. По их рассказу, они планировали продать дом матери в России, а взамен купить ей дачу под Нарвой.

«Она посмотрела, осталась всем довольна, сказала, что для нее одной - это хоромы», - рассказала Мария Алексеевна.

Но возникла юридическая загвоздка - по закону купить участок мог только гражданин ЕС, каковыми члены семьи покупателей не являлись. Тогда решили совершить сделку на имя не Нины Духопельниковой, а ее внучки Марии, живущей в Бельгии, и мужа внучки Арсена Хачатуряна, подданного Бельгийского Королевства. А Нину Духопельникову и нескольких других родственников записать как пользователей участка земли.

Стороны сделки обо всем договорились, подписали договор бронирования. Согласно этому договору, продавец и маклер снимали участок с продажи до 15 июля или на более долгий срок, если это понадобится, чтобы покупатели собрали все необходимые документы. При подписании договора бронирования покупатели внесли 500 евро как плату за бронирование (она же - первая часть оплаты за участок).

На 20 июля было назначено заключение сделки у нотариуса, к этому времени были уже подготовлены все документы, оставалось их только подписать. Но этого не произошло. Александр Духопельников обратился в редакцию «ВП» по электронной почте, эмоционально обвинив в своем письме маклера Тамару Николаеву в крайней некомпетентности. Маклер, по словам Александра, несмотря на многочисленные просьбы представить полный список требуемых документов, не сообщила покупателям о том, что нотариусу будут нужны паспорта покупателей.

«А у бельгийцев в порядке вещей не иметь бумажного паспорта, его заказывают, если надо выезжать за пределы Евросоюза. Мой зять женился и покупал дом в ипотеку по ID-карте, копию которой мы Тамаре предварительно и выслали», - написал Александр.

По словам Александра Духопельникова, его дочь и зять специально приехали в Нарву из Бельгии, и только вечером накануне визита к нотариусу маклер позвонила и сообщила, что для совершения сделки понадобится паспорт. По словам Александра, вину маклера может доказать большая переписка по электронной почте, касающаяся сорвавшейся сделки.

Не клеится

Тамара Николаева категорически отрицает свою вину и в качестве доказательства показывает ту же самую переписку по злополучной сделке. Что интересно, в этой переписке обнаруживаются и два письма, которые Александр отправлял дочери в Бельгию (видимо, по ошибке копии электронных писем отправились также Тамаре Николаевой). В этих письмах, датированных 14 и 16 июля, Александр сообщает дочери, что для заключения сделки в Нарве понадобится в том числе и бельгийский паспорт Арсена Хачатуряна.

На мобильном телефоне маклера также сохранилось отправленное Александру Духопельникову 16 июля SMS-сообщение, в котором Тамара Николаева напоминает, что «Арсену нужно взять с собой паспорт, не только ID-карту».

И, наконец, перед вылетом «бельгийцев» Александр Духопельников прислал маклеру ссылку на данные бронирования билетов на те рейсы «Люфтганзы», которыми они должны были 17 июля прилететь из Брюсселя в Таллинн, а затем 20 числа улететь обратно. По словам Тамары Николаевой, она исследовала, распечатала и на всякий случай сохранила все доступные по ссылке данные. Среди этих данных - авиабилет только на одного человека - Марию Духопельникову. Из-за чего у маклера возникло подозрение, что официальный покупатель участка в Эстонию из Бельгии вообще не прилетал. Просто одна из сторон сделки таким оригинальным способом решила отказаться от договора бронирования, но при этом получить обратно внесенные 500 евро.

Деньги маклер не вернет

На подписание договора в контору нотариуса «бельгийцы» действительно не явились. Вместо них чуть раньше в офис маклера пришел Александр Духопельников с супругой. По мнению Александра, маклер безответственно отнеслась к своим обязанностям, а потому должна была вернуть взятые по договору бронирования 500 евро.

«Мы предлагали компромиссное решение вопроса, согласны были оставить Тамаре 50 процентов, - написал в редакцию Александр Духопельников. - Ответ был - ребята, это ваши проблемы».

Тамара Николаева, напротив, уверяет, что до последнего пыталась спасти сделку - была проделана очень большая предварительная работа (из-за разницы законодательства Бельгии и Эстонии оформление документов оказалось сложным). А за несколько минут до назначенного времени подписания договора купли-продажи звонил даже помощник нотариуса, предлагая «аварийный вариант» без использования бельгийского паспорта: поместить деньги на депозит нотариуса, а завершить сделку позднее по доверенности от Арсена Хачатуряна. Но Духопельниковы от этого отказались, решив требовать внесённые деньги обратно.

Маклер сказала корреспонденту «ВП», что не намерена возвращать 500 евро. Она должна передать их хозяйке участка, но, по договоренности с нею половину оставит себе в качестве оплаты за проделанную работу.

Отвечает тот, кто виноват

«ВП» обратился к стороннему специалисту по недвижимости, оценщику фирмы Ober-Haus в Нарве Виктору Веево с просьбой рассказать, в каких случаях маклер вправе не возвращать внесенные покупателем деньги по договору бронирования. По словам господина Веево, в первую очередь нужно смотреть, что написано в договоре бронирования. Если там есть условие, что в случае срыва сделки по вине покупателя деньги ему не возвращаются, то это обосновано. Главный вопрос при этом будет заключаться в том, кто виноват в срыве сделки.

В договоре о бронировании участка в СТ «Весна» как раз есть пункт, согласно которому маклер не возвращает внесенные покупателем 500 евро, если сделка сорвалась по его вине. Александр Духопельников уверен в своей правоте, но в суд идти не планирует. Тамара Николаева же подумывает об этом и консультируется с юристом.

Стоит отметить, что сам договор бронирования находится в подвешенном состоянии - срок договора истек (хотя он может быть автоматически продлен сторонами на некоторый разумный промежуток времени), но сделка очевидно сорвалась, и маклер снова разместила объявление о продаже участка. Но, уверяет Тамара Николаева, если бельгийский покупатель вдруг решит все-таки завершить сделку, он сможет это сделать, и 500 евро в таком случае для него не пропадут, а будут, как и планировалось, вычтены из общей стоимости недвижимости.

«Вопрос не в этих 500 евро, - уверяет маклер. - А в том, что покупатели навредили пенсионерке, которая плохо себя чувствует. Я понимаю, что бывают форс-мажорные обстоятельства, и сделку можно было бы нормально отменить, а не устраивать весь этот цирк».

Вложение в будущее внучки

Мария Алексеевна возмущена поведением покупателей.

«Полтора месяца они нас мурыжили! - говорит она. - За это время я отказала пяти или шести возможным покупателям. А в нынешней ситуации я не могу думать ни о чем, кроме своего здоровья. Мне уже делали одну операцию, скоро будет вторая. Мне очень тяжело, совсем не до этого сада, но и кинуть я его не могу - живое же все! Сколько труда вложено! Довести бы только до покупателя, и я моментом уеду отсюда».

Кроме потраченных нервов попытка продать дачу стоила Марии Алексеевне и некоторой суммы денег.

«Покупатели меня заставили перед сделкой вносить изменения в Крепостную книгу, платить за это 40 евро, - говорит она. - А у меня пенсия 300 евро, и каждая копейка на счету».

Уже распланирована у пенсионерки и сумма, которую она надеется получить от продажи дачи, теперь, видимо, уже от новых покупателей. У ее сына - пятеро детей, из которых четверо занимаются музыкой. Самые большие надежды подаёт старшая девочка, которая с отличием окончила музыкальную школу, была лауреатом многих конкурсов и мечтает поступить в Музыкальную академию в Таллинне.

Чтобы внучке не пришлось сразу брать учебный кредит, бабушка твердо намерена потратить доход от продажи дачи на ее обучение.

Комментарии
Copy
Наверх