Отдать долг родине

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
И хотя нагрузка на погранпункт в Койдула за пять лет сократилась в пять раз, обязанность платить за использование, пусть и пятиминутное, площадки для ожидания никто не отменял и отменять пока не собирается.
И хотя нагрузка на погранпункт в Койдула за пять лет сократилась в пять раз, обязанность платить за использование, пусть и пятиминутное, площадки для ожидания никто не отменял и отменять пока не собирается. Фото: Лийс Трейманн

Первое августа нынешнего года стало для меня одним из самых увлекательных дней уходящего лета. Начало долгожданного отпуска было положено выездом на автомобиле в Россию: впечатлений море, отдых получился незабываемым.

 Однако сама поездка и упомянутое роковое число в итоге стали поводом для выяснения ряда обстоятельств и создания материала не в рубрику «Саквояж», а для первой половины газеты, в которой традиционно отводится место для ключевых и тревожных тем. Причиной этому послужил странный инцидент на границе: как выяснилось позже, с подобным столкнулась не только я, но и другие автомобилисты.

Журналист остается человеком

Наверное, нет в нашей стране человека, который не знает, что для пересечения эстонско-российской границы нужно либо забронировать время через Интернет, либо, прибыв на место, зарегистрироваться и отстоять положенную и хорошо организованную очередь на специально созданных площадках для ожидания. Все знают и про то, что как за бронь, так и за стояние в очереди нужно заплатить. Сегодня сумма составляет шесть с половиной евро (нарочно переведу сумму в кроны – около 100 крон – поскольку за пять лет существования организованных очередей она выросла в десятки раз).

Знала об этом и я, тем более что пересекала границу на машине не в первый раз: это уже мой третий опыт выезда в Россию за рулем. А поскольку в этом году пунктами назначения стали Старая Русса и Новгород, то местом пересечения границы был выбран пункт в Койдула. Не ехать в Лухамаа мне посоветовали коллеги, по мнению которых, там можно чуть подзастрять, а в Койдула обычно нет никаких очередей. Именно поэтому я и решила отказаться от бронирования через Интернет.

Работая в газете, я, естественно, нахожусь в центре информационного потока, а поэтому в начале лета мимо меня не прошла информация о том, что Министерство внутренних дел считает нецелесообразным и дальше держать на погранпунктах в Койдула и Лухамаа платные очереди и платные же парковки. Их следует ликвидировать, сохранив подобную только в Нарве, поскольку погранпункт там находится в черте города, а нагрузка намного больше, чем на южных КПП. Тем не менее, оставаясь человеком, я, как не трудно догадаться, не запомнила, с какого конкретно момента площадки решено ликвидировать, что тоже внесло свою лепту в неразбериху.

А вы платили?

Итак, 1 августа, около половины второго дня, я приехала в приграничную зону возле КПП «Койдула».

Первое новшество, которое я отметила: перед въездом на площадку ожидания появился шлагбаум с будкой, в которой находится сотрудник одной из крупных частных охранных фирм. Меня попросили предъявить паспорт и документы на машину. Вежливый сотрудник внес в компьютер данные и дал мне разрешение двигаться дальше. На самой площадке было на тот момент тихо, а в голове плотно обосновалась мысль о том, что обязанность платить и регистрироваться в зоне ожидания (тем более что мои данные уже были куда-то внесены), отменена. Именно поэтому я спокойно проследовала до следующего шлагбаума, открывающего путь на границу.

Шлагбаум без вопросов открылся, и я двинулась дальше. Так постепенно дошла до самой границы, где остановилась в ожидании приглашения на пограничную проверку. Несколько минут – и мне уже машут, чтобы я подъезжала. Ко мне подходит сотрудница погранслужбы, я опускаю стекло и берусь за паспорт и другие документы, чтобы вручить их стражу границы.

«Вы платили?» – с этим вопросом мои документы возвращаются обратно в салон. «Простите, за что?» – удивляюсь я и пытаюсь собрать себя в кучу, поскольку точно знаю, что пересечение государственной границы по всем законам и во всем мире должно быть бесплатным. «Ну, вы были на площадке ожидания?» – спрашивает пограничница. «Да, я показала документы и мне открыли все шлагбаумы», – честно говорю я. «Но вы платили за то, что были на площадке?» – вновь интересуется она.

На этом я просто прикусила язык: спорить о законности требования заплатить, если я уже нахожусь на границе, а заодно напоминать чиновнику, от которого зависит, пересеку я границу или нет, слова бывших министра внутренних дел и руководителя пограничной службы о том, что плата полагается за использование частной площадки, а не государству за пересечение государственной же границы, я не стала. Тем более что в данной ситуации, как мне показалось, я напортачила сама, подумав, что решение, о котором во всеуслышание заявили на уровне МВД, за прошедшие два месяца уже вступило в силу.

Одним словом, бурча себе под нос разные нехорошие слова, я вернулась на площадку: еще раз показала документы охраннику в будке, ответила на вопросы: «А вы чего опять тут?», заехала на парковку, сходила в административное здание, заплатила 6,5 евро и застряла во вдруг образовавшейся очереди, чтобы на сей раз пройти границу на законном, оплаченном основании.

Ох, уж эта система!

Этот эпизод я довольно быстро забыла, пока, уже дома, не наткнулась на новость о том, что россиянина лишили визы за то, что он устроил дебош на пограничном пункте. Гражданин РФ возвращался домой, но его также пытались заставить вернуться на площадку, чтобы заплатить за предстоящее пересечение границы. К слову сказать, я-то свои 6,5 евро так или иначе оправдала, поскольку возврат на площадку вылился для меня в четыре часа ожидания, за которые я два раза сходила в туалет и даже мыла руки с мылом. К тому же, мне четыре раза поднимали шлагбаум и три раза вручную вносили мои данные в компьютеры. Тем, кто ехал в другие дни, деньги приходилось отдать только за то, чтобы просто мигом проскочить площадку, – обычно в Койдула очередей нет совсем.

Так вот, россиянин никак не мог понять, почему его отфутболивают и за что он должен платить. В отличие от меня, язык прикусившей, он потребовал объяснений. Видимо, в достаточно жесткой форме, и в итоге лишился шенгенской визы.

А уже в редакции меня ждал еще один рассказ про разворот на границе: по той же причине, но с более пикантными подробностями. Как известно, во Пскове в течение всего лета проходил судебный процесс по делу Эстона Кохвера. Естественно, журналисты выезжали на место событий и пытались получить хоть какую-то информацию об этом деле. Поскольку прямое автобусное сообщение между Таллинном и Псковом у нас теперь отсутствует, репортеров отправляли на машине.

«Понимая ответственность задания и опасаясь застрять в очереди, я заранее забронировал место в очереди на прохождение границы. Когда заполнял анкету на сайте бронирования, на глаза попалась строка, в которой спрашивалось, планирую ли я заезжать на площадку для ожидания, в соответствии с чем следовало поставить или убрать галочку. Убрав галочку, я увидел, что система просит заплатить не шесть с половиной евро, а всего полтора. Это показалось разумным, тем более что не я сам это выдумал, а выбрал из предложенного. Уже на границе меня также остановили пограничники и стали спрашивать, почему я не заплатил. Я показал распечатку, что счет оплачен, а место в очереди было забронировано заранее. Но меня все равно заставили вернуться назад, заплатить оставшуюся сумму, после чего я тут же вернулся на границу, поскольку очереди не было совсем», – рассказал коллега.

Отсюда и возникли вопросы: почему и насколько законно государственные чиновники разворачивают людей с границы и заставляют платить частной фирме (площадками оперируют частники, например, в Койдула это «Paldiski Sadamad»)? Происходит ли такое только в Койдула или в аналогичную ситуацию можно вляпаться и на других пунктах? А еще, когда же, наконец, Министерство внутренних дел реализует свой план и уберет платные парковки хотя бы на юге Эстонии, чтобы избавить людей от обязанности платить не слишком уж маленькие деньги за воздух?

Неустойку платить не хочется

От МВД на наши вопросы ответил руководитель отдела политики гражданства и миграции Янек Мяги. По его словам, отправка людей на платную парковку чиновниками законна, и эту законность подтвердил даже канцер юстиции. Сама система бронирования и платы за ожидание в организованной очереди была введена пять лет назад. Тогда на границах возникали многокилометровые очереди, дороги были заставлены машинами, что создавало настоящий хаос.

Именно поэтому, а еще чтобы остановить так называемых бензовозов, было решено ввести обязательную регистрацию перед пересечением границы, дать людям возможность бронировать удобное и свободное время и построить площадки. Но вкладываться в это государство не могло и не хотело, а поэтому были найдены частные фирмы, которые взяли на себя обязанность строительства и организации, получая прибыль с пересекающих границу. Тогда это оказалось оправданно, и довольно быстро стало понятно, что система работает.

«У нас есть договоры с частными фирмами, и мы должны их выполнять. Именно поэтому людей отправляют на площадки. Да, ситуация изменилась, и в Койдула и Лухамаа очередей, как правило, не бывает. Но договоры подписаны до мая будущего года. Фирмы вкладывали деньги в развитие площадок», – объяснил Мяги.

Но были же сообщения о том, что МВД считает нецелесообразным и дальше отправлять людей на площадки и собирается их ликвидировать! Когда же это произойдет? «Пока говорить о конкретной дате рано. Во-первых, договоры, как я уже сказал, действуют до мая будущего года. Их, конечно, можно расторгнуть досрочно, но тогда придется платить неустойку. А во‑вторых, окончательное решение о закрытии площадок пока не принято. Было обсуждение возможностей, которое будет продолжено, поскольку нужно решить: ликвидируются ли площадки полностью или продолжат работать в каком-то ином режиме».

Конечно же, мы поинтересовались у Мяги и тем, что это за фортели с галочками и евро с полтиной, после чего все равно нужно возвращаться и доплачивать. «Это хороший вопрос, на который я сейчас ответить не могу, – сказал он. – Нужно поговорить с разработчиками программы и разобраться в ситуации». Действительно, не мешало бы.

А цифры-то реальные

Поскольку МВД объяснил, что действия сотрудников пограничной службы законам не противоречат, мы решили выяснить в Департаменте полиции и погранохраны, что происходит на границе в пунктах Койдула и Лухамаа. Оказалось, что за пять лет, с тех пор, как была введена система бронирования, нагрузка на эти участки границы сократилась в несколько раз.

Так, по данным статистики, за семь месяцев 2012 года через Койдула в сторону России и обратно проехало 373 400 автомобилей. В 2013 году в тот же период их было уже 275 653, в 2014 – 236 517. Зато в этом году нагрузка упала очень резко – всего 99 940 машин.

Аналогичные показатели на пункте в Лухамаа такие: 2012 год – 443 157, 2013 год – 399 985, 2014 год – 355 358 и 2015 год – 175 323 автомобилей. Причем, такое сильное снижение количества проходящих границу машин наблюдается в обе стороны. К примеру, на Койдула число въезжающих автомобилей сократилось в пять раз: с 200 606 в 2012 году до 49 906 в этом. То есть робкая летняя попытка МВД уразуметь, что в площадках ожидания на этих погранпуктах уже нет никакого смысла, правильна и основана на реальных цифрах. Однако остаются договоры, которые заключены с операторами площадок и которые могут принести убытки государству за досрочное расторжение.

Так что имейте в виду, что обязанность регистрироваться и платить в Лухамаа и Койдула сохраняется. Ее никто не отменял и в ближайшее время отменять не собирается. А с границы, если вы случайно или не случайно проскочили без очереди, вас обязательно вернут и заставят платить.

Справка «ДД»:

Порядок пересечения госграницы регулирует Закон о государственной границе.

Статья 8 (5). Ведение очереди ожидания перед пересечением границы

(1) Организация очереди ожидания перед пересечением границы транспортными средствами производится согласно занятым для транспортных средств в очереди ожидания местам. Транспортные средства ожидают пересечения границы в очереди ожидания в соответствии с занятым порядковым местом.

(2) Если транспортное средство прибыло в шоссейный пункт пропуска через границу и не заняло место в очереди ожидания, то оно направляется для занятия места в очереди ожидания, если иное не предусмотрено настоящим Законом или изданным на его основе постановлением.

(3) Если транспортное средство прибыло в зону ожидания перед пересечением границы или шоссейный пункт пропуска через границу и заняло место в очереди ожидания на неправильном основании, то полиция или таможня может направить его вновь занять место в очереди ожидания.

Источник: Департамент полиции и погранохраны

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх