Тоомас Хендрик Ильвес: нам нельзя плестись в хвосте событий

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Тоомас Хендрик Ильвес.
Тоомас Хендрик Ильвес. Фото: Erlend Štaub

На открытии осенней сессии в Рийгикогу 14 сентября президент Эстонской Республики Тоомас Хендрик Ильвес обратился с речью к депутатам и членам правительства. Публикуем речь Тоомаса Хендрика Ильвеса, переведенную Канцелярией президента Эстонии, с небольшими сокращениями.

Уважаемые члены Рийгикогу и правительства, дамы и господа, дорогие друзья!

Когда год назад я выступал здесь с речью по случаю начала осенней сессии, больше всего в Эстонии беспокоились о частичной оккупации Украины, о присутствии российских войск на Донбассе, еще свежа в памяти была история со сбитым малазийским пассажирским самолетом.

Год спустя ситуация на Украине существенно не изменилась. Продолжается политически патовая ситуация, и почти каждый день приносит известия о погибших украинских солдатах. Но большая часть Европы забыла об Украине, поскольку Европа оказалась перед лицом нового кризиса.

Будучи ребенком, сыном военного беженца, я не понимал в полной мере рассказы своих родителей о такой непонятной для ребенка вещи, как бегство. Желание осмыслить это оказало влияние на весь мой жизненный путь. Уже в основной школе я начал читать серьезные книги об истории. И искать ответы на воп­росы: как стало возможно, что цивилизованный народ с культурой, которая дала нам Бетховена и Баха, охватила такая ненависть, что он начал убивать людей из-за их национальности? Как стало возможным, что людей высылали в тайгу лишь за то, что их хутор, который строился поколениями, вдруг оказался слишком большим или слишком зажиточным? Но это стало возможным. Страх, что это случится с тобой, вынуждает человека покинуть родные края.

Какова реальность наших нынешних обстоятельств? Мы ведь знаем, что историю вспять не повернуть. Конечно же, определенный менталитет может сохраняться долго. Мысль, что все плохое пройдет мимо нас, безусловно, очень человеческая, однако она не соответствовала действительности в 1939 году и неверна сейчас. Да, мы постоянно беспокоимся о том, чтобы произошедшее в 1939–40-х годах не могло повториться, но мы не осознаем новых опасностей.

Посмотрим правде в глаза: сейчас нам, а значит и Европе, угрожает никем не предвиденная волна беженцев в наши страны. Войны, убийства, неспособность разрушенных государств защитить своих жителей, в случае Сирии –насилие самодержца по отношению к собственным гражданам, разрыв в жизненных стандартах – все это привело в движение огромные массы людей.

Не все из нас осознают, что под ударом вся Европа, кто-то надеется, что это минует нас в Эстонии, – такую позицию я встречал неоднократно, когда разгорался украинский кризис, когда спорили, что это не проблема Европы, что это ее минует. Не минует.

Урок, что Эстонии никогда нельзя оставаться одной, что Эстония должна быть вместе с другими, быть в числе принимающих решение и что выживание означает внесение вклада в решение общих проблем, сейчас настолько же важен, как и все наши годы как независимого государства де-факто.

В то же время нынешний кризис возник в том числе из нежелания Европы заниматься внешними проблемами. Желание не предпринимать ничего решительного, а ограничиться лишь заявлениями о своей «серьезной обеспокоенности» из-за происходящего на Украине или в Сирии, приведет, в конце концов, к тому, что тамошние проблемы придут под наши окна.

Я написал когда-то, что если Европа не придет на помощь к своим соседям, то соседи придут к ней. Сегодня мы видим, что именно нежелание больше вкладывать в развитие Средиземноморья привело к потоку беженцев на наш материк.

Вопрос в том, как мы – в нашей Эстонии и в нашей Европе в целом – справимся с этим? В ситуации, когда в мире в движении находится более 100 миллионов человек, из них в Европу прибыло уже более миллиона.

Ответ на эти проблемы – сильная, единая и существенно более деятельная Европа.

Чтобы принимать важные решения, мы должны соблюдать корректность между собой. В последнее время она совсем пропала. Выражения, звучавшие когда-то только в анонимных комментариях, пришли в политику.

Я надеюсь, что Рийгикогу зай­мется этим вопросом. Сейчас, когда против конкретных лиц раздаются угрозы избиения и насилия, когда допускается сжигать дома, в том числе члена Рийгикогу, следует серьезно подумать, как этому эффективно противостоять. Так, чтобы имена грозящих стали известны общественности. Чтобы угрозы всегда имели последствия.

Было бы хорошо, если бы через полгода после выборов у народных представителей хватило времени заняться важными и существенными вещами, вместо того чтобы бесконечно вносить поправки в коалиционное соглашение. Из-за этого и из-за непонятных многим смен министров возникает впечатление, будто мы имеем дело с временным правительством, что в нынешнее критическое время принятия трудных решений не дает чувства уверенности. Я надеюсь, что обсуждение бюджета будет проходить гладко и что у правительства не возникнет соблазна организовать в парламенте очередное «исследование доверия».

Дорогие дамы и господа!

Я не могу сейчас, стоя здесь, не напомнить, из-за чего сегодня на Тоомпеа собрались фермеры. Предлагаю вам всем задуматься, что их страх и тревога за сельское хозяйство и в более широком смысле за сельскую жизнь обоснованны. По разным причинам самый сильный удар пришелся по свиноводству и молочному животноводству. Парламент Эстонии и правительство Эстонии должны стать союзниками эстонских фермеров и найти возможности для их срочной поддержки, будь то экстренная кризисная помощь или выплата переходных дотаций из госбюджета, что разрешается Евросоюзом.

Давайте посмотрим на все это в контексте Евросоюза и сравним положение фермеров у нас и в соседних странах. Мы видим плотную конкуренцию. Неизбежно более сильными окажутся те, кого свое государство поддерживает всеми возможными способами, а более слабыми – те, за чей счет государство экономит.

Уважаемый Рийгикогу!

Народу Эстонии – вам, мне и всем остальным – следует со свежей головой осмыслить мифы о своем государстве и народе. Начиная с эпохи пробуждения в XIX веке у нас было несколько побудительных нарративов.

Во-первых, 700 лет рабства, которое завершилось кульминационным сражением под Вынну и конфискацией усадеб. Советская оккупация убила этот так называемый миф о «коренном враге» за один год. Теперь, вероятно, мы были бы рады, если бы аналогично шведам в Финляндии у нас здесь была капелька немецких эстонцев.

Во-вторых, русское время, или советская оккупация. Сопротивление русификации, стремление к правовому государству, независимой судебной системе и порицанию коммунизма поддерживали нас долго. Но ведет ли это нас дальше и теперь, когда вскоре мы отметим четверть века своей восстановленной независимости? Давайте подискутируем об этом. Поскольку сейчас, как я говорил ранее, мы стоим перед лицом сов­сем других проблем.

И третий миф – то, что Эстония является государством с либеральной экономикой, которую характеризует выражение «государство – плохой хозяин».

Возможно, государство дейст­вительно не самый лучший хозяин, но мне кажется, что в Эстонии есть важные сферы, где хозяи­на будто вообще нет. В отношении  административной и государственной реформ, мы слишком долго видели только косметический ремонт.

Современное государство должно быть эффективным, а это означает, что оно должно решительно утвердиться в таких важных вопросах государственной жизни, как образование, инфраструктура и внутренняя безопасность. В образовании процветает неравенст­во, дублирование и раздробленность. Инфраструктуру характеризуют коррупция на местах, склонность к расточительству. При этом внутренняя безопасность – в роли сироты.

Я упомянул о коррупции. Об управлении коммерческими объединениями, принадлежащими государству, и о связанной с ними ответственности говорилось на протяжении многих лет. Здесь, очевидно, нельзя утверждать, что государство было плохим хозяином. Скорее халатным или неисполнительным. И вот мы узнали, что в одной кладовой батраки долго воровали, а хозяин и не заметил. Государству в управлении стратегически важными предприятиями нельзя допускать распыление ответственности. Утверждение «я не знал» для оправдания не подходит.

Уважаемый Рийгикогу, дамы и господа!

Если этот парламент нуждается в задаче и нарративе, то я сформулировал бы их так: обновим Эстонию! Возьмемся за серьезную работу и отбросим в сторону замещающие действия. Нам нельзя плестись в хвосте у событий: образование, государственная реформа, свиная чума и прием военных беженцев из третьих стран – всем этим следовало бы заниматься еще задолго до того, как разразился кризис.

Я надеюсь, что дееспособный парламент сможет предвидеть проблемы и управлять процессом. Если автомобиль теряет управление на скользкой дороге, мы не закрываем глаза, не отпускаем руль и не надеемся, что вдруг пронесет. Наоборот, мы сильнее держимся за руль, мы прилагаем усилия, чтобы вернуть автомобиль на дорогу. Сделаем так и с государством.

Спасибо!

Комментарии
Copy
Наверх