Кто вы, Мария?

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Мария Юферева приняла вызов и рвется в бой.
Мария Юферева приняла вызов и рвется в бой. Фото: Ээро Вабамяги

Говорят, что настоящий эгоист согласен, чтобы все вокруг были счастливы, но счастливы благодаря ему. Она считает себя эгоисткой: хочет получать удовольствие от помощи людям.

С весны должность старейшины Ласнамяэ, самого крупного района Таллинна, по численности населения превышающего многие города Эстонии, оставалась вакантной: Ольгу Иванову избрали в парламент. В конце марта мэр столицы, который должен был назначить руководителя района, серьезно заболел, и вопрос решился только после его возвращения на работу. Неожиданно для многих на пост старейшины была предложена хорошо известная русскоязычным жителям страны бывшая журналистка и нынешний пресс-секретарь мэрии Таллинна Мария Юферева. Мнения по поводу ее назначения на пост, требующий очень конкретной, скорее, коммунальной, а не коммуникационной работы, высказываются разные. И для того, чтобы понять, что же такое особенное усмотрел Эдгар Сависаар в Марии Юферевой, если решил доверить ей самый сложный район столицы, мы задали ей прямой вопрос: «Кто вы?».

Учись, Маша!

Мария Юферева родилась и выросла в Таллинне. Чуть меньше чем через месяц, 11 октября, она отметит свой 36-й день рождения. Бегло перечисляя свои достижения, она говорит о 16-летнем сыне, магистерской степени, полученной в Тартуском университете, обучении в докторантуре в финском университете Jyväskylä University, работе на ПБК и счастье вырасти в семье, где ее очень любят и помогают двигаться вперед. А еще она говорит об удаче постоянно встречаться с умными и образованными людьми, которые не только преподают ей уроки в школе жизни, но и умышленно ставят в условия, при которых нужно принимать быстрые и правильные решения, за которыми следует очередной головокружительный карьерный взлет. Заинтригованы? Давайте по порядку.

Марии повезло родиться в семье, в которой ребенка очень ждут, а потом делают все, чтобы помочь долгожданному чаду непрерывно расти: сначала – чтобы стать взрослым, а после – чтобы стать значимым. «Мой папа имеет техническую специальность и всю жизнь работает с металлом: сначала на заводе, теперь на частном предприятии. Мама окончила Московский нефтяной институт (сейчас – Российский университет нефти и газа им. Губкина), много лет проработала в Eesti Gaas. Родители всегда очень поддерживали меня, а мама все время говорила: "Маша, учись-учись-учись, это проложит тебе дорогу к успеху"».

И Маша училась. Сначала в Таллиннской 19-й средней школе, которая теперь называется Тынисмяэской реальной гимназией. Говорит, что с учебой справлялась неплохо, хотя отличницей и не была. Именно здесь ей посчастливилось стать ученицей Генрика Гургеновича Израэльяна, который преподавал историю и граждановедение, а в девятом классе организовал в школе кружок журналис-тики.

По словам Марии, его лекции не столько касались самой журналистики, сколько объясняли систему построения государства и политической системы. Так у Маши сформировалось четкое представление о том, чем одна партия отличается от другой, и именно благодаря этим лекциям она загорелась идеей связать свою жизнь с журналистикой, попала в тогда еще существовавший клуб молодых журналистов «17Х17», который работал при газете «Молодежь Эстонии», а потом поступила в Таллиннский педагогический институт, чтобы получить диплом журналиста-переводчика.

Учи, Маша, других

Мария говорит, что по складу ума всегда была гуманитарием. И хотя школа, в которой она училась, специализировалась на математике, которую преподавал знаменитый Михаил Васильевич Гусев, любимыми предметами для нее оставались русский язык, литература, история.

«К сожалению, я ничего не вынесла с уроков математики, но всегда восхищалась чувством юмора моего талантливого учителя. В 12-м классе, когда я поняла, что мне не светит даже четверка по его предмету, я занималась тем, что записывала его меткие слова. А девочки, владевшие искусством рисования, оформили настоящий словарь крылатых выражений Гусева. И я знаю, что он был зачитан до дыр», – смеется Мария.

Кроме учебы, в жизни нашей героини всегда было много спорта. До школы она занималась фигурным катанием: родители отдали Марию на каток, чтобы укрепить ее здоровье. После был теннис и мечта стать великой теннисисткой. Однако теннисом она прозанималась всего год, после чего с ракеткой пришлось попрощаться. Зато спортивную Машу Юфереву постоянно выставляли на школьных соревнованиях: «Я очень хорошо бегала на короткие дистанции – как ветер носилась на стометровках. А однажды почему-то решили выставить меня на соревнованиях по плаванию, хотя плавать я тогда практически не умела. Кое-как доплыла до финиша предпоследней и со мной решили больше не экспериментировать, а я поняла, что плавать – это не то, что бегать».

Спорт спортом, но работала и четкая установка мамы: чтобы добиться успеха, нужно постоянно учиться. А в нашей стране – еще и хорошо знать эстонский язык. Мария говорит, что, как и многие выпускники тех лет, она никак не могла похвастаться хорошим знанием эстонского языка, овладеть которым очень хотела. Уверяет, что просто страстно желала.

Свое желание она начала реализовывать, когда во время учебы в институте поступила на курсы Натальи Жураковской: «Сегодня я знаю, что в школе я слишком мало посвятила времени на

изучение языка: говорить бегло научилась, а вот с грамматикой возникли

серьезные трудности. Нужно было еще тогда встать и честно признаться, что я не понимаю, объясните грамматику по-русски. Только в школе Жураковской я поняла, что эстонская грамматика предельно ясная. Я ее усвоила и теперь могу применять на практике».

А дальше развиваться самой и развивать знание эстонского языка Мария решила в Тартуском университете, куда после рождения сына поступила в магистратуру. До основного обучения ей пришлось пройти подготовительный год, в течение которого в знании государственного языка произошел весьма серьезный прорыв: такой, который позволил не только отучиться в магистратуре на эстонском языке, но даже войти в число самых успешных магистрантов и получать стипендию.

Все это в итоге вылилось в исполнение нереальной мечты: научный руководитель Марии Эпп Лаук предложила ей вести курс медиакритики в Тартуском университете: «Для меня это было таким невероятным вызовом, что в голове постоянно крутился вопрос: неужели это происходит со мной? Неужели я буду преподавать в Тартуском университете?» Так Мария стала преподавателем и в течение четырех лет читала лекции.

Я хочу там работать!

Но что же с журналистикой? Мария говорит, что относится к тому поколению журналистов, которые были готовы работать за три копейки, лишь бы редакции брали и публиковали их работы. Так она успела поработать в газетах «День за Днем», «Молодежь Эстонии», «Эстония», а также на Радио 4 в новостной передаче «Эхо дня».

В начале 2000-х в Эстонии появился Первый Балтийский канал, а вместе с ним и ежедневный информационный выпуск «Новости Эстонии». Около полугода Мария смотрела передачу по телевизору, а потом решила: «Я хочу там работать!» и обратилась к Александру Цукерману, с которым на тот момент практически не была знакома. Ее не прогнали, а напротив, пригласили попробовать свои силы и однажды отправили посмотреть, как работают корреспонденты.

Мария вспоминает: «Получилось очень забавно. Меня отправили с Вадимом Белобровцевым. Сначала в Дом Стенбока, где тогдашний премьер-министр встречался со своим финским коллегой, а затем в Музей оккупаций, где проходило какое-то историческое мероприятие. Весь день мы с Вадимом прохихикали, происходящее я наблюдала вполглаза и слушала в пол-уха. Он, правда, свою работу сделал, а я посмотрела, как он брал интервью. Но когда вернулись в редакцию, Цукерман мне сказал: "Съездила, теперь пиши тексты к сюжетам". Это был шок».

Пришлось брать себя в руки и писать. Причем, если о встрече премьеров она еще могла что-то собрать, то по историческому сюжету пришлось проявить смекалку: придумала обратиться к своему преподавателю Генрику Израэльяну, который помог ей составить хорошую историческую справку.

Тайна выбора раскрыта

На ПБК Юферева проработала семь лет. И в какой-то момент поняла, что ее больше не устраивает новостная круговерть, ей хочется заниматься какой-то конкретной темой, углубиться. К тому же возникло желание служить в государственном учреждении: «По работе я часто ходила в Таллиннскую мэрию и, как это было с ПБК, решила, что хочу работать именно там. Я знала, что есть вакантное место пресс-секретаря, предложила себя и после разговора с моим теперешним начальником Лео Вайно, а затем и с мэром Эдгаром Сависааром я начала трудиться на том посту, на котором и находилась до того момента, как мне предложили стать старейшиной Ласнамяэ».

Впрочем, политика пришла в жизнь Марии не сегодня, и даже не на прошлой неделе, когда ей предложили эту работу. Перед муниципальными выборами 2013 года Эдгар Сависаар спросил, не хочет ли она попробовать там свои силы, и Юферева согласилась. Свою кампанию строила на общении с людьми, отчего и результат оказался достаточным, чтобы получить мандат депутата городского собрания. Правда, в собрание ее не отпус-тили, попросив остаться в мэрии.

Весной этого года Юферева баллотировалась в Рийгикогу и набрала 376 голосов – прежний результат удалось увеличить вдвое, а опыт политической борьбы значительно вырос. Зная, насколько Мария упорна и как ответственно относится к исполнению поставленных задач и намеченных целей, можно быть уверенным, что однажды она переступит порог Рийгикогу. Хотя сегодня она абсолютно уверена, что, выбирая между парламентом и управой Ласнамяэ, сделает выбор в пользу управы.

«Я хочу заниматься конкретными делами. Хочу помогать людям. Такая вот я эгоистка, которая хочет получать удовольствие от того, что смогла кому-то помочь», – говорит Мария.

А на вопрос, что она хотела бы сделать для жителей Ласнамяэ, кроме тех проектов, которые и так уже запущены, отвечает: «Я хочу решить проблему парковок. Как вариант – строительство парковочных домов на имеющихся пустырях. И еще наладить в районе коммуникации, поскольку сегодня людям часто приходится ходить через пустыри – нет дорожек».

Одним словом, упорство Марии и желание заниматься конкретным делом, скорее всего, и стали решающими для Сависаара, когда он предложил должность старейшины Ласнамяэ именно ей. Остается подождать и посмотреть, что из этого получится.

Комментарии
Copy
Наверх