Дон Хуан как Гамлет

Елизавета Фомина
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Михо (Вернер Сяэск) 
читает стихи Кончите (Екатерина Войтехович) 
в постановке Меэлиса Хансинга «Убить Хуана».
Михо (Вернер Сяэск) читает стихи Кончите (Екатерина Войтехович) в постановке Меэлиса Хансинга «Убить Хуана». Фото: Елизавета Фомина

«Убить Хуана» тартуского театра Idee – яркая, драматичная постановка с элементами фарса. Ее премьера состоялась в апреле этого года.

 На фестивале «Любителивы» актриса Екатерина Войтехович, сыгравшая Кончиту, получила награду за лучшую женскую роль.

Режиссер Меэлис Хансинг остановил свой выбор на пьесе Леонида Жуховицкого «Последняя женщина сеньора Хуана», в которой образ героя-любовника далек от канонического. Дон Жуан здесь – постаревший скиталец, остро переживающий жизненный кризис и скептически взирающий на свои прежние похождения. Скрываясь и от славы, и от недоброжелателей, 50-летний Хуан бежит из столицы и останавливается в полупустой придорожной гостинице. Здесь его настигают преследователи, поставившие своей целью его убить.

Понять характер Хуана в интерпретации Хансинга непросто, несмотря на убедительную игру исполнителя этой роли Олега Желудкова, актера на редкость харизматичного. Образ героя складывается в основном из оценок других действующих лиц, рассказывающих легенды о его былой славе, однако прошлое все время контрастирует с настоящим, в котором Хуан – на пороге старости, полный горечи и сомнений в ценности прожитой жизни. Перед нами уже не роковой соблазнитель, а сниженная вариация Гамлета, ищущего смерти, но так и не решающегося умереть.

У Жуховицкого испанские власти, решив, что дон Хуан разрушает общественные устои, тайно его убивают. Для пущего эффекта молодой бездарный поэт сочиняет историю, обыгрывающую знаменитую легенду о статуе командора, – ожившего соперника Хуана, который с того света сводит с ним счеты. У Хансинга финал остается открытым: Хуану удается бежать. В результате главный конфликт в пьесе – это сомнения и нерешительность самого Хуана, которые Олегу Желудкову удалось передать мастерски.

По контрасту с рефлексирующим Хуаном выделяется героиня – некрасивая, комичная, но искренняя и великодушная служанка Кончита, роль которой исполнила Екатерина Войтехович. Живая и обаятельная Кончита порой затмевает сдержанного Хуана – именно ей сопереживаешь. Неслучайно именно она с присущим ей обаятельным простодушием выносит окончательный вердикт всей его жизни:

– Мужчинам нужны богатые, знатные и красивые. Но я все равно жила и надеялась, потому что знала: на свете есть сеньор Хуан, который, как Господь всемогущий, любит всех! Я некрасива и бедна, но ведь и у меня будут когда-нибудь дети. И я не хочу, сеньор, чтобы они росли в мире без сеньора Хуана!

Можно поспорить с режиссерской концепцией Хуана как трагического персонажа: образ престарелого повесы, мечтающего вопреки своей репутации не о женских объятиях, а о том, как бы выспаться, предполагает и почти не реализованный в постановке комический потенциал. Но и Хуан, и Кончита сыграны любителями из Тарту так, что украсили бы репертуар профессионального театра. То же самое можно сказать и об остальных персонажах спектакля – о колоритной жене Хуана Эльвире (Сюзанна Головко), об искрометном владельце гостиницы (Игорь Лебедев). Талантливый актерский состав и продуманная режиссерская концепция убеждают: «Убить Хуана» – постановка незаурядная, заслуживающая неоднократного просмотра.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх