Все, что было не со мной, помню

Вера Копти
, veera.kopti@dzd.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Сергей Драгунов

В редакцию с завидной регулярностью поступают жалобы. Нас просят наказать врага (соседа, маклера, чиновника), заклеймить его позором и ославить на весь мир.

По разным причинам мы публикуем далеко не все подобные истории. Некоторые конфликты удается погасить с помощью телефонного звонка, некоторые, по нашему мнению, не стоят того, чтобы делать их достоянием гласности, а некоторые, после того, как мы выслушиваем вторую сторону конфликта, оборачиваются против жалобщика. Но история, которую мы все-таки хотим сегодня рассказать, сложнее и важнее, чем нам показалось вначале. По понятным причинам мы не называем настоящих имен и фамилий участников конфликта. Редакции они известны.

Избитая старушка

Голос пожилой женщины, назовем ее Полиной Станиславовной, в телефонной трубке дрожал от возмущения: «Я тут совсем одна, сын в Краснодаре умер, я сдаю в аренду его квартиру, а меня туда маклер с квартиранткой на порог не пускают, замки в квартире сменили, а в апреле они меня вообще избили!»

Выяснив, что в апреле, после избиения, жертва нападения не обращалась ни в полицию, ни к врачам, мы развели руками: что может сделать в такой ситуации газета, да еще и через полгода! Но судя по рассказу женщины, она в самом деле не имеет возможности зайти в сдаваемую квартиру и проверить, все ли там в порядке, в каком состоянии мебель и бытовая техника, а то ведь, известное дело, бывали случаи, когда арендаторы превращали квартиру в сущий свинарник.

Через несколько дней раздался повторный звонок, после которого мы заподозрили, что с Полиной Станиславовной не все ладно. Она начала рассказывать, что маклер возила ее на водопад, чтобы утопить, а квартирантка таки избила ее... свернутой в трубочку бумажкой, а потом украла сковородки. Более того, маклер, по словам звонившей, купила не только всех нотариусов, но и все газеты Эстонии, поэтому она прекрасно понимает, по какой причине «День за Днем» до сих пор не опубликовал разоблачительную статью.

Честный маклер

При этом пожилая дама тут же назвала нам имя маклера и дала номер ее телефона. Ни фамилия маклера Дианы, ни фирма, где на ниве продажи и аренды недвижимости она трудится, старушке не были известны.

Но зная только имя и мобильный телефон, вычислить маклера труда не составило. Для начала автор поинтересовалась у знакомых маклеров, не замечена ли злодейка в каких-то скандальных историях: как-никак прозвучало обвинение в избиении и покушении на убийство, а это серьезно. «Да ты что, Дианочка – это добрейшей души человек, работает давно в своей маленькой фирме, звезд с неба не хватает, но и ни в чем противоправном не замечена», – сказали маклеры.

Звонок из редакции очень удивил Диану. И она рассказала нам, что знает нашу жалобщицу уже несколько лет, у них довольно ровные деловые отношения, а в апреле, когда она якобы избила старушку, Диана вообще была в отпуске и находилась за границей.

Да, она сдает квартиру сына Полины Станиславовны, Игоря, уже несколько лет, более того, является в некотором роде его доверенным лицом, то есть следит, чтобы арендную плату перечисляли вовремя и в квартире был порядок. До определенного времени деньги поступали на счет Полины Станиславовны, но после того, что та выкинула с завещанием...

Живой сын

Как говорится, с этого места, пожалуйста, поподробнее. Вздумала Полина Станиславовна, живущая в приватизированной двухкомнатной квартире в Ласнамяэ, завещать свое имущество... арендаторам (тем самым, которые ее избили вкупе с маклером, а затем и обокрали). Взамен она попросила их помогать ей по хозяйству, всячески любить и уважать, и еще разрешила не платить денег за аренду. Какая добрая дама!

Прознав об этом, Диана незамедлительно убедила старушку аннулировать завещание и отправилась с ней к нотариусу. Но после этого инцидента деньги за квартиру стали поступать на счет не Полины Станиславовны, а ее сына Игоря, которого проинформировали о попытке матери оставить свою квартиру посторонним людям.

Как так? – спросите вы. Ведь сын нашей героини умер... А ничего подобного! Сын жив-здоров, с матерью общается по телефону, иногда приезжает, и все время зовет ее переехать к нему в Россию, но матушка упрямится: видимо, холодные волны Балтийского моря ей милее, чем кубанские просторы.

По словам маклера Дианы, Полина Станиславовна – дама финансово независимая, пенсию получает приличную, а что касается запрета посещать квартиру сына и смены замков, то, если недвижимость сдана в аренду, по договору арендодатель не имеет права заходить в квартиру без согласия арендаторов и в их отсутствии, чем и грешила старушка. Да и замки поменять, с согласия собственника, которым является Игорь, можно, если бабуля уговоров не понимает!

Позвонили мы и в Краснодар, заживо похороненному матерью Игорю. «Что я могу поделать? – вздыхает мужчина. – Я никакого влияния на мать не имею, да и приезжать часто нет возможности. В Российской Федерации живу с 1992 года, у меня здесь семья, хорошая работа. Зову маму переехать к нам, для нее куплена отдельная квартира, но она ни в какую».

Игорь знает, что у Полины Станиславовны деменция, но помочь ей на расстоянии ничем не может: «В конце октября приеду, обязательно схожу в социальный отдел, может быть, они смогут чем-то помочь. А пока я могу только звонить ей и просить не ходить по инстанциям и не придумывать ужасы, не клеветать на порядочных людей!»

Разговор с Игорем оставил хорошее впечатление: мать он не бросает, по поводу ее эскапад переживает. Но оглянитесь: сколько вокруг нас одиноких пожилых людей! Не совсем здоровых, не слишком ухоженных, безумно усталых и обуреваемых различными фобиями и странностями. То и дело полиция разыс­кивает людей преклонного возраста, ушедших из дома куда глаза глядят.

Не судите, а любите

Каждый встречал на улицах пожилых людей (почему-то среди них большинство женщин) странного вида и поведения. Некоторые из них больны психически, у других – та самая деменция.

Красивое слово «деменция» заменяет более грубые термины «старческий маразм» или «старческое слабоумие», но как ни назови то, что происходит со многими пожилыми людьми, изменить их непредсказуемое поведение, забывчивость, обидчивость, а порой и агрессивность мы с вами вряд ли сможем.

Их можно признать недееспособными, можно даже попытаться изолировать в учреждениях, специализирующихся на уходе за подобными больными, можно приставить к ним сиделок-социальных работников. Но, наверное, главное – не переставать их любить, какими бы они ни были.

Нашей Полине Станиславовне повезло: сын, хотя он и далеко, ее любит.

Заканчивая наш телефонный разговор, Игорь сообщил, что ему только что звонили из редакции другой газеты, куда его мать пришла, чтобы поведать очередную ужасную историю из своей жизни и обвинить в страшных грехах ни в чем не повинных людей. Хорошо хоть, что сына она на этот раз не похоронила. «Пожалуйста, не обращайте внимания на то, что она говорит!» – попросил мужчина.

Справка «ДД»:

• Деменция – это общий термин для целого ряда заболеваний, при которых происходит отмирание клеток мозга. Основными симптомами являются повреждение памяти, речи, мышления, снижение способности понимать происходящее и принимать самостоятельные решения. • Наиболее часто встречается болезнь Альцгеймера, составляя 62% всех больных деменцией. С течением времени деменция усиливается и ведет к полной недееспособности пациентов. Болезнь неизлечима.

• Деменцию часто называют всемирной катастрофой, которая лишь ждет своего часа, а также главной медицинской проблемой нынешнего поколения.

• Каждые четыре секунды кому-то на Земле ставят диагноз старческого слабоумия, причем ожидается, что к 2050 году число страдающих от этого недуга увеличится с нынешних 44 до 135 миллионов человек.

• В Британии каждый третий человек в возрасте 95 лет и старше страдает от старческого слабоумия.

Комментарии

Виктор Васильев,

врач-геронтолог, депутат Рийгикогу:

– Фантазии стариков – признаки начинающейся деменции. Это нужно понимать и относиться к страдающим деменцией пожилым людям соответственно, как к больным. Пожилые люди становятся мнительными, капризными, буквально впадают в детство. У ребенка, который не хочет идти в школу, тут же начинает болеть живот или горло. Так и старики. Бывает и так, что обделенные заботой близких, они хотят своими выдумками привлечь к себе внимание.

Илья Бурцев,

советник по связям

с общественностью управы Ласнамяэ:

– Учитывая размеры Таллинна, отделы социального обеспечения не могут обладать информацией обо всех нуждающихся в помощи людях. В случае если внимательные и заботливые горожане (соседи, знакомые, семейные врачи, близкие и так далее) сообщают в социальный отдел о подобном человеке, то сотрудник отдела совершает визит на дом, оценивает необходимость в помощи и по возможности оповещает близких. В зависимости от того, насколько человек нуждается в помощи, и от наличия законных опекунов, данному лицу оказываются соответствующие услуги.

Юри Асари, руководитель юридического бюро Invictus:

– Как поступить частному лицу, если другое частное лицо распространяет о нем ложные сведения? Например, обвиняет его в проступках, которых тот не совершал. Можно ли подать на клеветника заявление в полицию или обратиться в суд? И каков шанс, что клеветник понесет какое-то наказание или взыскание?

Эстонское законодательство криминализирует оскорбление и клевету в отношении лица, пользующегося международной защитой (ст. 247 Пенитенциарного кодекса), представителя власти или иного лица, выполняющего обязанности по охране общественного порядка (ст. 275) и в отношении суда и судьи (ст. 305).

В отношении обычных лиц применяется гражданская ответственность. Так, на основании ст. 1043 Обязательственно-правового закона, лицо, противоправно причинившее вред другому лицу, обязано его возместить, если лицо виновно в причинении вреда или несет в соответствии с законом ответственность за причинение вреда. В соответствии

с п. 4 ч. 1 ст. 1045 причинение вреда является противоправным в первую очередь в случае, если вред был причинен в результате нарушения личного права потерпевшего.

Оскорбление чести лица, в частности, неподобающими ценностными оценками, неоправданным использованием имени или изображения лица, нарушением неприкосновенности частной жизни или иного личного права, является противоправным, если иное не установлено законом. При установлении противоправности должны приниматься в расчет вид, причина и мотив нарушения, а также соотношение между достигаемой путем нарушения целью и степенью тяжести нарушения (ч. 1 ст. 1046).

Таким образом, виновное лицо отвечает за клевету на обычного человека в гражданско-правовом порядке. Потерпевший имеет право обратиться для защиты своих прав и интересов в гражданский суд и требовать прекращения распространения порочащих его данных, а также возмещения причиненного этим неимущественного (морального) вреда. Если факт причинения вреда установлен, но его точный размер не может быть определен (в том числе в случае причинения неимущественного вреда), то решение о размере возмещения принимается судом.

Комментарии
Copy
Наверх