Какое определение дать бюджету?

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: SCANPIX

Каждый год осенью политики, а иногда и обозреватели пытаются дать четкое определение госбюджету на следующий год, чтобы сразу было понятно, какие в него внесены изменения и какие допущены ошибки. Вот и сейчас как сторонники, так и противники нынешней коалиции озабочены поисками емкого определения для бюджета-2016. Мешает этому то, что госбюджет на следующий год ничем особенным не выделяется.

Острыми спорами вокруг темы налогов уже никого не удивить, не новость и то, что в государственном секторе, где имеется 56 000 рабочих мест, собираются сократить 751 рабочее место. За последние годы все мы уже привыкли к тому, что у нас жонглируют терминами «номинальный дефицит» и «структурный профицит».

К целенаправленному увеличению расходов на оборону можно относиться по-разному, но это не отменяет того, что они вырастут. И если все бюджетные расходы вырастут на 4,2 процента, то бюджет Министерства обороны – на 9,4 процента, т.е на 39 миллиона евро. В этом году расходы на оборону составляли 412 миллионов евро. Эти расходы прогнозируемы: Эстония четко выполняет свое обязательство перед союзниками по НАТО тратить на оборону не менее двух процентов ВВП, не пытаясь подтасовывать статистику и бюджетные строки.

Новый бюджет нацелен на умеренное сокращение должностей в министерствах. Хотя это обернется, судя по всему, достаточно скромной экономией средств, все же заставит руководителей разных сфер госсектора задуматься о том, как повысить эффективность работы и снизить бюрократию.

Хотя в целом госслужащим рост зарплат не светит, радует, что дополнительные средства выделят на повышение зарплат учителям, деятелям культуры, полицейским, другим работникам, занятым в сфере внут-ренней безопасности, а также социальным работникам. Другой вопрос, достаточно ли четырехпроцентного роста фонда заработной платы вкупе с ростом в предыдущие годы для того, чтобы, например, повысить престиж профессии учителя. Однако шаг в правильном направлении сделан и остается надеется, чтобы он был не последним.

По сравнению с нынешним годом бюджетные расходы в следующем году вырастут на 4,2 процента, доходы же – всего на 2,4 процента. Наши правительства, представляя бюджеты с дефицитом, любят упирать на то, что, во-первых, дефицит номинальный, и на самом деле запланирован структурный профицит, во-вторых, на то, что в последние годы поступ-ление налогов идет лучше, чем запланировано бюджетом. И в этом году поступление налогов улучшилось.

Вот и теперь премьер-министр

Таави Рыйвас с гордостью демонстрировал график Евростата за прошлый год, в котором Эстония с профицитом в 0,8 процента стоит на втором месте после Дании, обойдя Германию и Люксембург, которые тоже в плюсе.

И, тем не менее, требование структурного равновесия и тот факт, что мы допускаем номинальный минус, порождает извечный вопрос: как оценивать тот или иной год в экономическом цикле – как плохой, средний или хороший? Если как средний или хороший, то целью может быть все же номинальный профицит, а не расходование резервов.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх