Варшавский договор уже скончался

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Клен Яэратс.
Клен Яэратс. Фото: Riigikantselei

Критика правительств Центральной и Восточной Европы в отношении политики ЕС несправедлива и зиждется на неверной основе. Так полагает северо-восточный европеец директор по делам Европейского союза госканцелярии Клен Яэратс.

«О, Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут».

Редьярд Киплинг

Докторанты Тартуского университета Майли Вилсон и Томас Линсенмпайер дали на страницах Postimees довольно суровую оценку ситуации, заявив, что «правительства Центральной и Восточной Европы в общем не способны постичь возникшее положение». Первой моей мыслью после знакомства с этой оценкой по поводу решения миграционного кризиса было предположение, что уважаемые докторанты пошли на поводу у широко распространенного стадного инстинкта и не слишком аккуратно выполнили свою домашнюю работу.

Если рассматривать одну лишь Эстонию с точки зрения оценки, данной на основе ее принадлежности к определенной группе стран, то неужели ни президент Ильвес (на празднике победы, при открытии осенней сессии Рийгикогу), ни премьер-министр Рыйвас не высказывались неоднократно по поводу «возникшего положения», не писали и не давали ему достаточно однозначной оценки?

Сделанное 16 июля в Рийгикогу политическое заявление премьер-министра обобщает «оценку положения» в одной фразе: «Нам никогда не следует забывать, что если Европа повернется спиной к проблемам друг друга, ополчится друг на друга, независимость Эстонии здесь на окраине западного мира окажется одной из первых жертв».

В своей речи от 14 сентября в Рийгикогу президент Ильвес заявил: «Тот урок, что Эстонии никогда не следует оставаться в одиночестве, что Эстония должна находиться вместе с другими, быть среди принимающих решения сторон, и что выживание означает так же внесение своего вклада в решение общих проблем, сейчас настолько же важен, как и на протяжении всех лет нашего пребывания де-факто независимым государством».      

Каждый государственный чиновник мог бы поместить эти слова на экран своего компьютера. Один из моих зарубежных коллег прекрасно обобщил слово «солидарность», определив его как просвещенный собственный интерес. Идейно и на уровне ценностей оно, несомненно, является для нас чем-то гораздо большим, однако, один только политический реализм подразумевает, что солидарность является для нас одним из наших инстинктов выживания.

Если что-то и получило закалку в ходе развития последних кризисов, причем в положительном политическом смысле, так это именно европейская солидарность и реакция на кризис, начиная с Украины и вплоть до кризисов в сфере энергетики, продуктов питания, финансов и наплыва беженцев. Это внушает надежду, поскольку то, что считалось немыслимым, теперь является реальностью, и сила Европы заключена лишь в ее единстве. И солидарность в Европе является улицей с двусторонним движением – один раз ты даешь, другой раз получаешь воздаяние.

Переплетение стран Центральной и Восточной Европы в единое образование дает основание предположить, что в политике ЕС налицо (гео)политически ясно очерченная когерентная группировка. В журналистском плане речь вновь могла бы идти об интригующем разделении на Восток и Запад, новым проявлением старого произвольного деления.

Однако действительность намного многогранней, подобной когерентной группировки не существует ни на основе мнений, ни судя по раскладам при голосованиях. Эстония проголосовала за оба до сих пор принимавшихся правовых акта, однако, в отношении первоначального предложения у нас имелись значительные оговорки. В ходе переговоров несправедливый ход решения по первоначальному предложению приобрел устраивающий нас результат (в иных кругах обозначенный как «лыжная шапочка Ансипа»).     

Даже если итоговое решение не совпало с нашим первейшим предпочтением, активную и конструктивную роль Эстонии в ходе нахождения решений признали многие другие стороны. Европа построена, прежде всего, на компромиссах, а отнюдь не на первейших предпочтениях. Эстония так же была первой, представившей Италии проект своего меморандума по поводу того, как могла бы выглядеть практическая кухонная сторона мер солидарности. Важно так же добавить, что в отношении кризиса вопрос стоит не так, имеется ли проявление солидарности в отношении других стран альянса.

В ходе разрешения кризиса мы одновременно занимались созданием системы, и ее основой никогда не был дефицит готовности оказывать помощь, но вопрос о вынужденном характере предложенного решения.

Такова причина, по которой мы голосовали против. И довольно парадоксальным образом Венгрия при этом отказалась от предложенной ей помощи. Чтобы не показаться безучастными, стоит напомнить, что фактически в настоящее время сейчас именно многие оказавшиеся на Балканском пути страны Центральной и Восточной Европы оказывают помощь сирийским и прочим беженцам в значительно большей мере, чем многие другие.

И еще политическую дискуссию в Европе вели поляк и латыш. При этом наряду с жаркой политической риторикой именно человеческая готовность помочь покоряла сердца. Это именно то, что в конечном итоге, несомненно, заставит принимающие решения стороны изменить свои взгляды и разгонит страхи.

Вместе с тем трудно отрицать, что Центральная и Восточная Европа еще совсем недавно и в течение достаточно значительного времени оставались закрыты перед остальным миром, и адаптация к многообразию неизбежно потребует времени. Но люди в Эстонии по меньшей мере столь же добросердечны, как и все прочие европейцы. Время лечит любые раны, и мы можем спокойно констатировать смерть Варшавского договора.

Отсутствие предложений по части обуздания миграционных потоков было вторым важнейшим упреком со стороны авторов статьи в адрес вышеупомянутой группы стран. Но правда состоит в том, что как премьер-министры стран Вишеградской группы, так и главы правительств Латвии и Эстонии посредством своих заявлений и посланий (их можно найти в сети) вносили свои предложения для разрешения кризиса. В центре всех предложений было понимание того, что внутренние меры обеспечения солидарности не являются долговечным решением кризиса, но скорей предназначены для распределения внутренней нагрузки и оказания взаимопомощи.

Отдельные государственные стратегии и возводимые за недели ограды, которые всего лишь переправляют проблему во двор соседу, никак не могут стать первичным решением ситуации, скорей напоминая напрасные попытки глупцов запереть в доме солнце. Важно вести разработку решений по соседству и во всем здешнем регионе, предоставляя помощь, работая во имя мира и разрушая преступные сети. Сама Эстония так же работает во имя того, чтобы в нынешнем году наша помощь сохранялась бы по меньшей мере в том же объеме, что и в прошлом году (достойно сожаления, что из комиссии просочилась бумага, содержавшая неверные сведения).

Можно сказать, что утвержденные на минувшей неделе на внеочередном заседании Совета ЕС решения, касающиеся первопричин и внешнеполитических масштабов кризиса, кроме всего прочего, во многом имели тот самый вид, как и предлагали представители вышеупомянутых стран. Премьер-министр Эстонии, вероятно, был одним из первых, кто публично выразил готовность обсудить тему создания европейской границы и системы береговой охраны. Это произойдет не за одну ночь и не одним махом, потребуется основательное обсуждение, однако, все понимают, что в настоящее время самые беспокойные отрезки нашей общей границы оберегают лишь южные страны и эту деятельность необходимо поддержать сообща. Никто не знает, по ком из нас следующий раз зазвонит набат.

Располагая на внешней границе Европы европейскими пограничниками, можно поддержать и наше стремление утвердить наше геополитическое положение за счет непосредственного присутствия. Эстония хочет иметь для своих граждан лишенную внутренних границ свободную Европу и не желает поворота истории вспять и отказа от уже достигнутого. Меньше эмоций и больше фактов.

Меньше осуждения и больше понимания. Меньше слов и больше дела.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх