Социолог о старении общества: ввозить рабочую силу или увеличивать занятость местных

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Работник. Фото иллюстративное.
Работник. Фото иллюстративное. Фото: SCANPIX

Страны Балтии входят в число тех, кто может больше всех пострадать от невиданного до сих пор темпа старения общества, который, как прогнозируется, в последующие 20 лет замедлит рост экономики, свидетельствует опубликованный в среду доклад международного кредитно-рейтингового агентства Moody's Investors Service. 

На вопрос, помогут ли беженцы решить проблему со старением общества в Эстонии, порталу Stolitsa.ee  ответила экономист и социолог Ирис Петтай:

«Население стареет во всем мире. На сегодня Япония – единственное государство, в котором 30 процентов населения старше 60 лет, в 2050 году таких стран будет уже 64, и в их число войдет и Эстония.

Согласно статистике, в Эстонии трудовая занятость растет в основном за счет людей старшего возраста, молодых работников стало меньше. Это долгосрочная тенденция: за десять лет число работников старшего возраста выросло на 43 000, молодых – сократилось на 10 000.

За последние пять лет в результате общего снижения численности населения рабочая сила сократилась на 7000 человек. За этим стоят как демографические причины, так и эмиграция. По оценкам, за границей работали 23 000 жителей Эстонии, или 3,7 процента от всех работающих, из них две трети – в Финляндии. После вступления в Европейский союз, то есть за десять лет, число работающих за границей людей выросло в четыре раза. 

Практически для каждого второго промышленного предприятия нехватка рабочей силы стала серьезным препятствием для развития. По результатам исследования, проведенного Swedbank в 2014 году, развитию 45 процентов промышленных предприятий мешает нехватка рабочей силы, и наиболее остро проблема стоит в обрабатывающей промышленности, где более половины предприятий назвали ограничением дефицит рабочей силы.

Где искать решение проблемы? Главным образом, варианта два: ввозить дополнительную рабочую силу (способствовать иммиграции) и увеличивать трудовую занятость, стараясь при этом больше вовлекать местных жителей. Эстония неизбежно должна искать решения в обоих направлениях.

Проблема нехватки рабочей силы остро стоит во всей Европе. В качестве примера можно привести Германию, которая приняла больше всех беженцев в абсолютных числах. Результаты проведенных в Германии исследований говорят о том, что из-за старения населения альтернативы иммиграции нет. Согласно прогнозам, число трудоспособных людей и людей трудоспособного возраста в Германии резко сократится, и даже если повысить пенсионный возраст до 70 лет, это не приведет к существенному росту количества работников. Сейчас в Германии 46 миллионов человек, которые могли бы работать, но без иммиграции это число снизится за 30 лет до 29 миллионов, то есть нехватка составит 12,6 миллиона работников. Все это ставит под угрозу как промышленность и экономику Германии, так и ее общество благоденствия. 

Как и в случае Германии, иммиграция (прием беженцев) является для Эстонии одной из возможностей решить проблему рабочей силы и старения общества. При этом задействование иммигрантов из третьих стран может и не оказаться простым и самоочевидным процессом – у Эстонии пока мало опыта в этой области. Вся эта система требует развития, и это займет время. Поэтому в ближайшие годы Эстония, несомненно, не может позволить себе иммиграцию в больших объемах.

При этом Эстония использовала далеко не все возможности привлечения местной рабочей силы.

С оптимизмом на применение местной рабочей силы смотрит «Рабочая группа по совмещению навыков людей и потребностей рынка труда», утверждающая, что 450 000 жителей Эстонии могли бы работать, но не работают. Это экономически не активные люди, к которым относятся ученики на всех ступенях обучения (8 процентов), пенсионеры (26 процентов), находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (2 процента) и прочие люди, не занятые на рынке труда (по данным издания госканцелярии «Eesti tööturg täna ja homme», Таллинн, 2014).

Демограф Лууле Саккеус также считает одним из главных резервов рынка труда людей старшего возраста, конкретнее – возрастную группу от 60 до 69 лет, из которой экономически активна только треть.

Для движения вперед Эстонии нужна целостная картина. Нужны долгосрочные анализы и прогнозы насчет того, насколько мы можем надеяться на местную рабочую силу, активнее задействовав ее на рынке труда, и при этом сколько нам надо зарубежной рабочей силы, чтобы сохранить стабильность экономической и социальной жизни; какие риски и опасности сопровождают привлечение рабочей силы из третьих стран; как предотвращать и смягчать риски и опасности».

Комментарии
Copy
Наверх