Ученые вычислили геном жителя Африки возрастом более четырех тысяч лет

Современный житель Эфиопии. Иллюстративное фото.
Современный житель Эфиопии. Иллюстративное фото. Фото: / AA / TT/ANADOLU AJANSI

Ученые впервые расшифровали геном человека, жившего 4,5 тыс. лет назад в Восточной Африке, сообщил в четверг американский журнал Science, пишет "Интерфакс".

Расшифровку генома произвести удалось благодаря тому, что скелет лежал в прохладной и сухой пещере Мота на юге Эфиопии, и потому хорошо сохранился. Скелет был найден в 2011 году антропологами Джоном и Кэтрин Артур из Университета Сент-Питерсберга во Флориде после того, как им показали пещеру в Эфиопском нагорье, служившей укрытием этнической группы гамо. У "человека из Моты" были карие глаза и и черная кожа, он был приспособлен к выскогорной жизни. Наиболее близким ему геном обладают люди племени ари, живущие рядом с нагорьем.

Группа ученых во главе с археологом Роном Пинхаси из Дублинского университетского колледжа сумела выделить последовательность ДНК 12 раз, что позволяет готовить о достоверности данных. Исследование показывает, что масштаб возвращения африканского населения, перебравшегося на более ранних этапах в Евразию и освоивших там земледелие, в два раза больше, чем считалось ранее. Сравнив геном "человека из пещеры Мота" с геномом современных африканцев, ученые пришли к выводу о том, что гены нынешних жителей Восточной Африки на 25 процентов состоят из ДНК евразийских реэмигрантов.

Миграция земледельцев с Ближнего Востока началась около восьми тысяч лет назад и шла в двух направлениях - на северо-запад, в Европу и на юго-восток, в Африку. Потомки "евразийцев" рассеялись по всему континенту, свидетельством чему является наличие - до 7% - их генов в ДНК современных африканских племен. Такая большая доля генома свидетельствует о массивной миграции. Анализ генома показал, что потомками мигрантов являются как пигмеи, живущие близ Гвинейского залива, так и койсанские народы, живущие на юге Африки. Кроме того, мигранты принесли с собой не только практику земледелия, но и новые злаки - пшеницу, ячмень и чечевицу, утверждает участник группы, эволюционный генетик из Кембриджского университета Маркос Гальего.

Несмотря на то, что геномы неандертальцев, первых земледельцев Азии и палеоиндейцев в Северной и Южной Америке были получены относительно давно, геном древнего человека в Африке долгое время не удавалось вычленить из-за жаркого и влажного климата континента.