Передовая: говоришь – говори публично

Postimees
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративное фото.
Иллюстративное фото. Фото: SCANPIX

В сегодняшнем номере Postimees читатель найдет интервью с министром юстиции Урмасом Рейнсалу, который вновь поднимает тему разжигания ненависти. Как поступать в ситуации, когда люди, высказывая свое мнение в социальных сетях и сетевых комментариях, не уважают мнения других, прибегая к оскорблениям и даже угрозам?

Следует ли смириться с этим в надежде, что такие слова останутся только словами и не повлекут за собой насильственных действий, или необходимо ввести уголовную ответственность за разжигание вражды? Это сложный вопрос, который, как почти все сложные вопросы, не имеет однозначного ответа.

Ошибочно полагать, что все, что происходит в Интернете, там и останется. Отнюдь. Слова имеют свойство воплощаться в реальность и порой приводят к конкретным действиям. В течение последних месяцев можно было наблюдать за тем, как проявляющуюся в Интернете нетерпимость подхватывали склонные к популизму политики, считая ее допустимой. Поджог центра для беженцев в Вао хороший пример того, как внутренняя ненависть выплеснулась наружу.

При этом следует различать выражение своих взглядов и разжигание ненависти. Первое – это свобода слова, являющаяся основой справедливого государственного устройства, к которому все стремятся. Одной из составляющих такого государственного устройства является отсутствие у кого бы то ни было права запретить выражать свои мысли. Особенно в ситуации, когда эти мысли рождены искренними переживаниями, страхом или остающимися без ответа вопросами. Совсем другое дело – уничижение, оскорбления или угрозы применить силу. Такое выражение своих взглядов и есть не что иное, как разжигание ненависти. Оно недопустимо, и против этого зла необходимо найти какое-то средство.

В своем интервью министр юстиции полагает, что введение уголовной ответственности за разжигание ненависти является тупиковым путем, так как изменить взгляды людей с помощью уголовного права и ужесточения наказаний невозможно. Он прав, но только отчасти.

Из интервью Урмаса Рейнсалу складывается впечатление, что у ситуации лишь два варианта решения: либо опустить руки и ничего не предпринимать, либо привлечь тех, кто разжигает ненависть, к уголовной ответственности. Как это часто бывает с псевдодилеммами, настоящее решение можно найти вне этих двух крайностей.

На первом в этом году заседании Рийгикогу президент Тоомас Хендрик Ильвес предложил еще один способ решения проблемы, отличный от двух озвученных вариантов: имена тех, кто угрожает местью или насилием, следует предавать публичной огласке. Если говоришь – говори публично.

Ситуация, когда оскорбления и угрозы для многих стали чуть ли не единственной формой выражения мыслей, сформировалась не за одну ночь. Такое «самовыражение» долгое  время поощрялось анонимностью в Сети. Ни одна разумная общественная дискуссия не может проходить в условиях, когда за словами в ход идут кулаки. Поэтому сегодня нужно что-то делать, например, научить людей отвечать за свои слова.

Текст переведен с эстонского языка и отредактирован.

Комментарии
Copy
Наверх