Кому в Эстонии жить хорошо

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Liis Treimann

Достойная жизнь и безопасная среда должны быть гарантированы всем жителям Эстонской Республики. Чтобы все жители Эстонии чувствовали себя в своем государстве уверенно и получали бы достойную плату за свой труд, нынешняя семейная и налоговая политика Эстонии должна существенно измениться, пишет Урве Пало.

В Эстонии хорошо жить тем, кто здоров и предприимчив. Иногда я задаюсь вопросом: а что будет, если здоровье подведет? Семейные врачи перегружены, не говоря уже об очередях к специалистам, в которых люди ждут по полгода.

Что будет, если я больше не смогу работать в таком темпе и мой доход снизится? Как я буду растить своих детей? А если мне понадобится помощь спасателей? Успеет ли перегруженная служба приехать вовремя?

Я часто слышу, как люди говорят: если ты не доволен своим доходом, то сам в этом виноват. Почему не пытаешься зарабатывать больше? При этом как-то не думают о том, каким образом может больше зарабатывать, например, врач, учитель, воспитатель, полицейский или спасатель. Эти места никак не связаны с получением прибыли. Слава богу, что все люди не пошли учиться на адвокатов или менеджеров, иначе страной овладел бы хаос.

Сегодня также распространено такое мировоззрение: построю дом, обнесу его забором, найму охранную фирму — и полиция как бы не нужна; куплю внедорожник, чтобы с относительным удобством ездить по нашим дырявым дорогам; зароюсь с головой в работу, чтобы оплачивать визиты к врачам и образование детей. Но такой стиль жизни может проповедовать лишь очень малая часть жителей Эстонии. А достойная жизнь и безопасная среда должны быть гарантированы всем.

Боюсь, что если политика нашего правительства продолжит идти сегодняшним курсом, то через десять лет мы будем жить в стране, где хорошо себя чувствовать будут всего 5% населения.


Чтобы поддерживающие общество сферы нормально работали, чтобы мы все чувствовали себя в своем государстве уверенно и получали бы достойную плату за наш труд, нынешняя семейная и налоговая политика Эстонии должна существенно измениться. Сегодня в управлении страной доминирует ориентированная на предпринимателей либеральная правящая коалиция, которая рассматривает государство как предприятие. Но это ошибка — нельзя управлять государством по принципу «выживает сильнейший». Может, еще введем пожарным плату по результатам труда? 

Рынок труда Эстонии изменился: вступивший в силу с 2009 года новый Закон о трудовом договоре был ориентирован на работодателей и, как и следовало ожидать, не принес обещанных новых рабочих мест.

У нас говорят о том, что в Эстонии нужно сохранять максимально низкое налоговое бремя, приводя в качестве аргумента тот факт, что прямые налоги (например, подоходный) составляют всего 23% от нашего общего налогового бремени (в среднем по Евросоюзу это 34%).

Но в то же время нам «забывают» сказать, что косвенные налоги (то есть потребительские) составляют целых 44% от налогового бремени. Наши люди, покупая в магазине предметы первой необходимости, например, хлеб и молок, платят куда больше потребительских налогов, чем в среднем в Евросоюзе (35%).

Предметы первой необходимости нужны всем, независимо от доходов, но люди с более низким доходом пропорционально платят больше потребительских налогов, чем люди с более высоким доходом. При этом разница в расходах людей только увеличивается.


Среди стран с низким уровнем подоходного налога физических лиц — хорошо знакомые нам страны СНГ, например, Россия и Украина. Думаю, многие согласятся с тем, что на сегодняшний день эти страны не могут похвастаться уровнем социальной уверенности.

Бывший министр финансов Великобритании Гордон Браун сказал недавно, что только в Эстонии приветствуется мировоззрение, при котором миллионер платит по той же налоговой ставке, что и медсестра, социальный работник или рабочий, трудящиеся за «минималку».

В Эстонии боятся прогрессивного налога, как огня, не понимая, что это означает. На самом деле у нас уже давно действует такая система, поскольку применяется необлагаемый налогом минимум. Но разница по сравнению со снижением ставки подоходного налога — в том, что при снижении необлагаемого налогом минимума выигрывают в первую очередь семьи с небольшими доходами.

Сегодняшние социальные расходы Эстонии составляют 12% от ВВП, в странах ЕС — в среднем 26%. Ниже, чем у нас, эти расходы только в Латвии. Говорить при этом, что нам нужно любой ценой сохранять социальные расходы максимально низкими, чтобы не
повторить происходящее в Испании или Греции, — демагогия. Мы сегодня со своей заботой и социальной политикой настолько отстаем от остальных, что некоторый рост социальных расходов не несет для государства никакой опасности. Скорее, наоборот.

Родительское пособие, которые выплачивается в течение полутора лет, важно и нужно для семьи; однако последующее пособие на ребенка, пока он не станет взрослым — 300 крон в месяц — это смехотворно мало. Пока ребенок растет, расходы только увеличиваются.

Также нужно ощутимо поднять государственное пособие, выплачиваемое родителям-одиночкам. Ребенку нельзя сказать: подожди, мол, когда государство станет богаче, тогда и наешься вдоволь, и в кружок какой-нибудь пойдешь. Ребенок не может ждать, он должен жить полноценной жизнью здесь и сейчас.

Хочу внести свой вклад в стабильное развитие Эстонского государства. Я поддерживаю политику, где при принятии решений исходят не из соображений краткосрочной популярности, а из долгосрочной перспективы благополучия граждан. Хочу работать во имя того, чтобы наши дети и внуки желали строить свой дом в Эстонии. Хочу, чтобы в Эстонии было хорошо жить всем, независимо от возраста, состояния здоровья, призвания или национальности.
 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх