Кадри Симсон: о бедном пенсионере замолвите слово…

Кадри Симсон
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Кадри Симсон.
Кадри Симсон. Фото: Erik Prozes

Для смягчения последствий демографических проблем правительство предлагает повысить пенсионный возраст. Государство должно мотивировать людей дольше оставаться на рынке труда, а не искусственно повышать пенсионный возраст, пишет руководитель парламентской фракции Центристской партии, кандидат на пост председателя партии Кадри Симсон.

В последнюю неделю в зале заседаний парламента и за его стенами много говорили о беженцах и совсем не вспоминали о более близких нам людях. А стоит, тем более, что впереди принятие бюджета, в котором есть строка и о пенсионных планах на следующий год.

Госконтроль, который уже не один год очень внимательно анализирует состояние пенсионной системы в стране, в июне этого года опубликовал очередной прогноз, согласно которому к 2020 году число лиц трудоспособного возраста (возрастная группа от 20 до 64 лет) уменьшится примерно на 50 000 человек, а к 2040-му – уже на 165 000. Одновременно количество людей в возрасте от 65 лет к 2020 году увеличится примерно на 24 000 и к 2040 году – более чем на 88 000 человек.

Стареющее население, миграция и реальный выход на пенсию по возрасту ставят под вопрос сохранение преемственности в пенсионной системе Эстонии. Продолжительность жизни увеличивается, а рождаемость уменьшается, так что на естественное воспроизводство населения рассчитывать не приходится. В 2014 году количество пенсионеров в стране составляло 412 000 – на треть больше, чем десять лет назад. В связи с этим на работающих людей, количество которых постоянно уменьшается, ложится все большая нагрузка.

С учетом того, что при действующей трехступенчатой пенсионной системе работники должны не только содержать нынешних пенсионеров, но еще и отчислять средства в свою вторую ступень и, по выбору, в третью, можно представить, какие дополнительные финансовые обязательства это накладывает на работающих. И это, повторяю, при низкой рождаемости и старении населения в ближайшем будущем.

К сожалению, демографическая ситуация не единственная угроза пенсионной системе. Ставшая уже хронической проблема исхода жителей Эстонии, в первую очередь работоспособного, отправляющегося за лучшей долей за границу, вызывает все большее беспокойство. Так, по данным Департамента статистики Финляндии, на конец 2014 года только в этой стране проживало 48 000 выходцев из Эстонии – это население города Маарду, помноженное на три!

Для эстонской пенсионной системы источник опасности заключается еще и в «ножницах», которые возникают между официально установленным сроком выхода на пенсию и реальным. По состоянию на 1 июля 2014 года выход на пенсию был предусмотрен в возрасте 62 года для женщин и 63 года для мужчин, однако, согласно статистике на тот же период, реальный средний возраст выхода на пенсию составлял 59 лет.

Эта цифра очень показательна, поскольку за ней кроется тот факт, что люди остаются без работы, теряют здоровье или по иным причинам остаются за бортом рынка труда до официального выхода на пенсию. Так что выход на пенсию «по закону» и реальное положение дел очень часто не совпадают.

Проблемы пенсионной системы напрямую влияют на другие области жизни. В 2014 году государственные расходы пенсионного страхования превысили расходы на социальное страхование на 363 млн евро, и, согласно государственной стратегии составления бюджета, к 2017 году эта разница может достичь уже 474 млн евро. Если не менять пенсионную систему в целом, этот масштабный бюджетный дефицит будет нарастать подобно снежному кому, сокращая возможности государственного инвестирования в другие важные сферы жизни, что скажется на развитии страны в целом.

Если ничего не предпринять, дефицит пенсионной системы лишь вырастет. Для смягчения последствий демографических проблем правительство предлагает повысить пенсионный возраст. Но это решит проблемы лишь на бумаге, поскольку люди выходят на пенсию существенно раньше, чем позволяет закон.

О причинах выхода на пенсию мы поговорили, теперь – о решениях. И одним из них может быть программа переобучения тех, кто потерял работу незадолго до выхода на пенсию и не может найти ее снова по прежней профессии, а потому вынужден оформить досрочную пенсию. Удержать работников на рынке труда может и хорошо налаженная система здравоохранения, нацеленная на профилактику заболеваний, а также пропаганда здорового образа жизни.

Задача государства мотивировать людей дольше оставаться на рынке труда, а не искусственно повышать пенсионный возраст.

К сожалению, ни одно из предложений Центристской партии, направленное на то, чтобы сделать пенсионную систему более справедливой, а жизнь людей зрелого возраста достойной, пока не было услышано нынешней правительственной коалицией.

На минувшей неделе фракция Центристской партии инициировала изменение Закона о государственном пенсионном обеспечении, которое гарантирует пенсионерам по старости, в случае смерти супруга, так называемую «вдовью пенсию».

По статистике, женщина в Эстонии пять лет живет в статусе вдовы, у одинокого пенсионера уровень жизни резко падает, и «вдовья пенсия», которую мы предлагаем выплачивать пожизненно, позволила бы хоть немного компенсировать материальные потери. Суть предложения в том, что если пенсия вдовы меньше пенсии покойного супруга, что чаще всего и бывает, то вдова может выбрать пенсию, которая была назначена ему. Это при условии 16 лет совместной жизни и совместно воспитанного одного ребенка.

На общее обсуждение парламента законопроект попадет, видимо, не раньше начала следующего года. Будем ждать результатов обсуждения, хотя, как показывает практика, предложения оппозиции, какими бы справедливыми они не были, поддержки не находят.

Мы категорически против ныне действующей системы коэффициентов, когда будущей пенсии присваивается коэффициент 1.0 при условии заработка на уровне среднестатистического по стране. Это означает, что, например, в 2013 году заработать на заветную «единичку» могли лишь те, чья зарплата брутто была не меньше 949 евро.

Напомню, что, согласно действующему закону, люди, получавшие в прошлом году минимальную зарплату в 355 евро, могут рассчитывать лишь на коэффициент 0,3. А это значит, что малооплачиваемые работники должны вложить в свой трудовой стаж три года против одного у тех, кто зарабатывает больше. Так что ясно, что на старости детсадовский работник будет обес-печен многократно хуже, нежели инфотехнолог. Справедливо ли это с точки зрения общественных интересов?

И возвращаясь к бюджету. В следующем году никаких особых сюрпризов, за исключением предусмотренной пенсионным законом индексации, пенсионеров не ждет.

С 1 апреля пенсии по старости вырастут на 5,7% у тех, чей трудовой стаж не менее 44 лет, так что средняя пенсия по старости составит 395 евро – на 21.30 евро больше, чем в году нынешнем.

Однако Эстонское объединение пенсионеров обращает внимание на то, что когда говорят о повышении пенсий, забывают напомнить, что за период с 1 апреля 2008 года до 31 декабря 2013 года с учетом реальных трат на жилье, лекарства, продукты питания пенсия уменьшилась на 22%. Компенсирует ли скромное повышение пенсий эти потери?

Комментарии
Copy
Наверх