«Прощальная гастроль»: по канату, натянутому, как нерв

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Таллинне шестилетний Сайфулло и его дядя не упускали ни минуты и тренировались в самых неожиданных местах.
В Таллинне шестилетний Сайфулло и его дядя не упускали ни минуты и тренировались в самых неожиданных местах. Фото: Кадр из фильма
  • В фильме смешалось много культурных традиций
  • "Прощальная гастроль" снималась интернациональной командой
  • Бесплатный показ состоится в Маарду

Документальный фильм эстонского режиссера Татьяны Мюльбайер покоряет международные кинофестивали.

«Прощальная гастроль» – кино необычное, смешавшее немало культур и традиций. Оно рассказывает о семье киргизских узбеков Камиловых – династии уличных циркачей, часть которых после межнационального конфликта в Оше бежала в Россию, в Ленинградскую область. Пару лет назад этот бродячий цирк приезжал на гастроли в Эстонию. В центре киноповествования – патриарх Равшан и его внук, шестилетний Сайфулла, который вполне мог бы войти в Книгу рекордов Гиннесса как самый юный канатоходец планеты.

Дорбозы и маскарабозы в Европе

Эстонская гастроль оказалась для Сайфуллы прощальной. Как выяснилось, отец мальчика не пожелал, чтобы его сын продолжил цирковую династию. Чем скитаться с бродячим цирком по городам и весям, лучше мальчику учиться в школе в родном Оше (к слову, в русской школе: насколько можно понять, власти Киргизии запрещают узбекам учиться на родном языке, а обучение на киргизском не нравится самим узбекам, из-за чего учительница в школе говорит с учениками по-русски).

Лента в том числе о том, как древняя традиция – дедушка Равшан говорит в кадре, что его предки были канатоходцами и клоунами, дорбозами и маскарабозами по-узбекски, три столетия назад, – рискует не выжить в новых условиях, как современная реальность заставляет людей отказываться от собственной культуры. И дело не только в Сайфулле: запланированные гастроли в Хельсинки Камиловым пришлось отменить, потому что финские защитники прав ребенка пообещали забрать мальчика, если тот станет ходить по канату на улице ради заработка семьи, ведь это де-факто эксплуатация детского труда.

И, что характерно, нам, просвещенным европейцам, Равшан действительно может показаться ужасным эксплуататором, своего рода Карабасом-Барабасом, который с улыбкой рассказывает почтеннейшей публике о своих прекрасных детях и внуках, объявляет, что сейчас Сайфулла сделает на канате «ласточку, символ Эстонии» – и заставляет тех выполнять сложные, крайне рискованные трюки, дабы потом собрать с зевак деньги за просмотр выступления. Средневековая, по сути, модель заработка в нынешней европейской культуре практически табуирована. Но в Узбекистане, Киргизии и соседних с ними странах она по-прежнему действует – и весьма успешно. Равшан любит своих близких и хочет, чтобы они жили так же, как он: были циркачами и в придачу истыми мусульманами, накануне нового сезона посещали могилы предков, перед каждым выступлением обязательно возносили молитву Аллаху, зарабатывали на жизнь честным, пусть и нелегким трудом, учились цирковому искусству сами и учили ему следующее поколение...

Можем ли мы судить Равшана и иных подобных ему людей по своим законам? Впрочем, в свете толп беженцев в Европе актуальнее, пожалуй, другой вопрос: когда две цивилизации – свободомыслящая и традиционалистская – столкнутся, кто выйдет победителем? Возможен ли компромисс?

Гастроль по фестивалям

«Прощальная гастроль» снималась три года интернациональной командой: русские, эстонцы, киргизы, грузин, белорус... «Я сама родом из Узбекистана и знаю эту культуру, этих людей, – говорит режиссер Татьяна Мюльбайер. – Я знаю их моральный облик, их этические принципы. Это достойные герои для кино. Я хотела показать их жизнь сочувствующе...»

Фильм, снятый двумя эстонскими продюсерскими компаниями в сотрудничестве с «Киргизфильмом» и при европейской финансовой поддержке (участие эстонской стороны в этом проекте составляет менее одного процента), был впервые показан публике в середине сентября этого года в Казани на Фестивале мусульманского кино.

Затем его отобрали на кинофестиваль Yasmine в иранском Рамсаре, что само по себе было небольшим чудом: «Прощальная гастроль» оказалась единственной документальной лентой в художественной международной программе. В итоге картина получила специальный диплом жюри «за отражение непримиримого конфликта между традициями и современной жизнью». В кулуарах о ленте спорили: одни осуждали Равшана за то, что он эксплуатирует внука, на что другие отвечали: дед его все-таки любит!

В ближайшие месяцы «Прощальную гастроль» покажут на престижном Международном кинофестивале в Калькутте и на фестивале «Серебряный Акбузат» в Уфе, кроме того, ее оценят участники популярного кинорынка IDFA в Амстердаме. «Мы ждем и других предложений», – говорит продюсер Артур Веэбер. Увы, на наших «Темных ночах» фильма не будет. Почему? Вебер немногословен: «Задайте этот вопрос Тийне Локк, программному директору фестиваля».

В день выхода «ДД» бесплатный показ «Прощальной гастроли» состоится в маардуском Vaba Aja Keskus. У создателей картины есть планы показать его и в Раквере, где также выступал бродячий цирк Камиловых. Не исключено, что до конца года лента выйдет в прокат в таллиннском кинотеатре Artis.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх