В эти дни в ледовом холле «Тондираба» проходит первый квалификационный олимпийский турнир по хоккею. Сборная Эстонии принимает довольно экзотические по хоккейным меркам команды – Израиля, Мексики и Болгарии. Несмотря на то, что турнир является домашним, тренерский штаб нашей команды столкнулся с проблемой комплектования сборной. В итоге в команду были приглашены шесть дебютантов юниорского возраста.
Эстонский хоккей и экзотика
Нынешний состав сборной Эстонии на домашнем турнире удивляет многих любителей и специалистов хоккея. Прежде всегда считалось престижным сыграть за сборную на своем родном льду, перед своими болельщиками, друзьями и родственниками. На этот раз команду комплектовали по остаточному принципу. Как признался менеджер сборной Юри Рооба, в эстонском хоккее денег нет, поэтому компенсировать потери за недельное отсутствие в своем клубе Эстонский хоккейный союз не может. По этой причине в команде не оказалось нескольких ведущих игроков, в частности Андрея Макрова. Нет в команде и еще нескольких хоккеистов, которые этой весной играли на чемпионате мира.
Выбора нет
«Мы, конечно, хотели бы видеть оптимальный состав на своем домашнем турнире, – говорит Рооба. – Но учитывали скромные возможности нашего союза. Мы могли компенсировать игрокам только затраты на дорогу. Те, кто был согласен на такие условия, приехали в команду. Но многие не смогли отпроситься с работы, некоторых не отпустили клубы. Андрей Макров сам попросил его не вызывать, так как он сейчас является ведущим игроком своего клуба и отъезд в сборную способен ухудшить его положение: он может потерять место в первой пятерке. С учетом уровня наших соперников мы решили, что сможем справиться теми силами, что имеем. К тому же неплохо было бы посмотреть в деле молодежь, тех, кто в ближайшем будущем придет на смену нынешним ветеранам».
По словам Рооба, на данный момент в команде собраны все сильнейшие из тех, кто смог принять вызов в сборную. В нынешнем составе команды из 23 заявленных игроков лишь десять представляют местный чемпионат. С учетом того, что в нынешнем сезоне играют всего три не самые сильные команды, такое решение вполне обосновано, но выбор далеко не оптимальный. Шестеро приглашенных игроков защищают цвета таллиннского клуба «Пантер», который в первых двух играх не набрал ни одного очка.
Из нарвской спортшколы «Паэмурру», которая лидирует в турнирной таблице, вызван лишь один – вратарь Даниил Сеппенен. Остальные кандидаты в команду остались дома, у них есть основная работа. Двое, Василий Титаренко и Максим Рыбушкин, представляют кохтла-ярвеский «Виру-Спутник». Еще один хоккеист, Александр Кузнецов, играет за таллиннский «Викинг», который после скандала с исключением клуба из союза, не участвует в эстонском чемпионате, но, тем не менее, продолжает держать команду и сохраняет тренировочный процесс. Еще несколько игроков «Викинга» сами отказались играть за сборную. После развала тартуского «Вялка» выбор игроков для сборной в местном чемпионате совсем оскудел.
Хоккейный статистик из Кохтла-Ярве Олег Ананьев на своем портале virusputnik.ee уже несколько лет ведет учет воспитанников эстонского хоккея, которые играют в иностранных командах. Всего в этом списке около сотни имен от ветеранов до детей 12-летнего возраста. Больше всего эстонских хоккеистов играет в Финляндии – 40. Еще 19 – в России, 10 – в Швеции, 13 – в Америке, 15 – в других странах. Казалось бы, выбор есть. Но на деле не все так просто.
Заграница нам поможет
Самый известный в этом списке – уроженец Нарвы Лео Комаров. Назвать его воспитанником эстонского хоккея нельзя, так как свои первые шаги в хоккее он делал в Финляндии, куда вместе с родителями уехал в раннем детстве. Именно поэтому Комаров является игроком сборной Финляндии и сейчас играет в НХЛ за «Торонто Мейпл Лифс». В этом сезоне за полтора месяца на его счету уже пять заброшенных шайб.
Примечательно, что все больше эстонских игроков предпочитают отказываться играть за сборную Эстонии и меняют гражданство. Так, уроженец Пайде Сийм Лийвик, недавно заключивший контракт с клубом «ХИФК», не собирается играть за команду своей родной страны, у него финский паспорт. И таких эстонских хоккеистов в Финляндии еще шестеро.
Еще больше молодых воспитанников эстонского хоккея пытаются устроиться в российских клубах и выбирают российское гражданство, как это сделал в свое время экс-капитан магнитогорского «Металлурга», таллиннец Евгений Варламов. Его примеру последовали Александр Якименко, Иван Кругликов, Отар Сахокия – молодые спортсмены, которые могут заиграть в ведущих российских командах. И таких бывших эстонских хоккеистов, сменивших гражданство, полтора десятка человек. Их тоже можно понять: иностранцы в российских клубах попадают под лимит, а это значит, что найти команду игроку с эстонским паспортом будет очень сложно.
Заметно снизился и качественный уровень наших игроков за границей. Из сотни легионеров в высших дивизионах национальных чемпионатов играют всего четверо кандидатов в сборную Эстонии: Роберт Рооба в Финляндии – за «Эспоо Блюз», Андрей Макров в Казахстане – за «Алмату», Александр Петров в Италии – за «Вальпеличе», Лаури Лахесалу во Франции – за «Анжер». Трое последних – это ветераны, прошедшие становление еще в 90-е годы. А тех, кто может прийти им на смену, – единицы. Возможно, это 16-летний Роберт Аррак, играющий в юниорской команде «Эспоо Блюз», и получивший приглашение в сборную Эстонии. Может быть, 15-летний Алексей Морозов, поехавший покорять российский чемпионат.
Уезжая за границу, молодежь надеется пробиться в профессиональную команду, но, как правило, играет в юниорских лигах и по мере взросления делает свой выбор. Если не удается заключить контракт профессионала, то игрок, как правило, уходит в любители и об игре на больших турнирах уже не думает. Одним словом, руководителям эстонского хоккея впору бить тревогу, так как с учетом уменьшения желающих играть за эстонскую сборную, выбор игроков становится все беднее и беднее. И если сейчас еще можно набрать команду, для того чтобы обыгрывать Израиль, Мексику и Болгарию, то вскоре эстонская команда сама может стать экзотической хоккейной командой.