Власть № 4. Последний глоток «Эстонского воздуха»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Глава Estonian Air Ян Палмер точно знает, где посеяны деньжищи эстонских налогоплательщиков.
Глава Estonian Air Ян Палмер точно знает, где посеяны деньжищи эстонских налогоплательщиков. Фото: Яанус Ленсмент

На этой неделе эстонские СМИ убивались по Estonian Air и ругали местных чиновников, но и о русских не забывали.

Репортер Õhtuleht Вильяр Воог проводит параллели между спортом и политикой: «Все легкоатлеты РФ употребляют допинг! Именно к этой фразе можно свести допинговый скандал в мире спорта... Конечно, это гиперболическое преувеличение – нет стран, в которых все спортсмены подлецы и негодяи. То же следовало бы сказать и про другой лозунг, касающийся восточного соседа: Путин хочет стать владыкой мира... Увы, в обоих утверждениях кроется больше правды, чем в обратном: в РФ все спортсмены чисты, а президент ангел... Читая в Твиттере стенания английских спортсменов, у которых россияне-де украли лучшие моменты карьеры и красивейшие медали, я понял, что где-то это уже видел. То же самое мы, эстонцы, можем сказать о недавней истории. Но если решение спортивной проблемы – это (не слишком вероятная) дисквалификация РФ на Олимпиаде в Рио, против геополитической неизбежности не попрешь».

Национал-инквизиция не дремлет

О геополитике и России писали на неделе в связи с высказываниями писателя Яна Каплинского, который на эстонском и русском языках сделал в блоге Ummamuudu запись «Образ врага и настоящий враг»: «Бесконечное поношение России и Путина мне давно претит. Особенно в последнее время, когда США поддерживают режимы намного хуже путинского... Но хуже цветущей у нас русофобии, настроенной под американский вкус, – ошибочные приоритеты. Сейчас наибольшую опасность для мировой цивилизации представляет т.н. Исламское государство... Россия остается цивилизованной страной, пусть ее политическая система нам кажется неудовлетворительной. И в бедах Украины в первую очередь виноваты сами украинцы...»

Еще раньше Каплинский писал, horribile dictu (лат. «страшно сказать», его же выражение), что Эстония воюет с географией, что в интересах РФ – нейтральная или входящая в сферу ее влияния Эстония, не более, и что нам «особо не навредило бы, если бы мы входили в сферу влияния России, а не США, как сейчас». И далее: «С точки зрения географии это на 95 процентов естественнее – и рано или поздно, видимо, случится. В наших интересах сделать все, чтобы это не произошло насильственно, через войну, убийства и погромы. Это, по-моему, основная задача эстонской внешней политики».

Реакция, конечно, воспоследовала. В Õhtuleht журналист Арво Уусталу сообщает, что получил письмо от некоего интеллигента с вопросом: не подвинулся ли стихотворец умом? «Дай боже, чтобы россияне после Украины в очередной раз не принесли свою бездонную цивилизацию в Прибалтику!» – продолжает он. На Delfi журналист и историк Март Таэвере представил «10 вопросов Яну Каплинскому и Эдгару Сависаару об истории Эстонии и СССР», в том числе «была ли депортация» и «чей Крым». На том же портале Каплинского поправил евродепутат Урмас Паэт: «Наши отношения с США базируются не на сферах влияния, а на естественном желании Эстонии сохранять тесные связи с гарантированно правовыми государствами и свободными обществами». (Теперь это так называется. Ну и Союз был «нерушимый республик свободных», что уж тут.)

Очередной пост Каплинский озаглавил «Инквизиция по-эстонски»: «Реакции на пару моих постов были удивительно острыми. Будто бы я – влиятельный человек, а не живущий в деревне старик, пишущий в Интернете о своих раздумьях... Неприятно удивил меня заголовок на Delfi: „Каплинский ждет, что Эстония попадет в сферу влияния России”. Не жду я этого, но считаю вероятным».

На вопросы Таэвере писатель отвечать не собирается: те напомнили ему «Наставление инквизиторам» Бернара Ги. «В Эстонии национализм – как религия. Это видно по вопросам г-на Таэвере: будто инквизитор допрашивает человека, подозревающегося в том, что он не признает догматы националистической религии. Они касаются пакта Молотова–Риббентропа, аннексии, депортации, а теперь и того, чей Крым... Кто отвечает как положено, тот правильный эстонец, кто нет, тот неправильный. Просто и элегантно. Но я не вижу причины представать перед судом националистической или иной инквизиции. Кроме прочего вспоминается, как в свое время меня расспрашивали гэбисты и партийцы. У меня потом болела голова».

Ужасный конец и ужас без конца

«Ужасный конец. Наконец-то» – так озаглавлена редакторская колонка Õhtuleht о бесславном конце «Эстонского воздуха»: «Несправедливо винить в бедах Estonian Air Европейскую комиссию. Скорее нужно обратить внимание на тех, кто принимал неверные решения и сеял деньги с самолета, наивно надеясь на то, что в Европе ничего не заметят. 130 миллионов евро, по сто евро на жителя страны, канули безвозвратно... Никто не хочет отвечать на вопрос „Кто понесет ответственность?” Но этот вопрос не может остаться без ответа».

О том же рассуждает писатель Атс Миллер в Postimees: «Если нам с божьей помощью посчастливится добраться до тех, кто принимал решения, нам ответят, что „в той ситуации это решение казалось самым верным”. Некоторые из них и правда так думают. Почему у нас пруд пруди чиновников, которые ни за что не отвечают?.. Какого черта творится в душе эстонца, если он выбирает себе в боссы экономически мыслящих особей, о которых точно можно сказать лишь одно: с ними нас ждет невежество и угасание?»

Eesti Päevaleht поместил карикатуру Хиллара Метса, на которой пингвин в очках отшвыривает подальше черный ящик самолета. Надпись гласит: «Изучение черного ящика Estonian Air подтвердило: авиакомпанией годами руководили совсем не способные к полету птицы...» Что до новой авиакомпании, моментально вылезшей на месте старой, от нее ничего хорошего не ждут. «Нам сказали, что 40,7 миллиона евро, вложенных в нее государством, хватит в лучшем случае на два года, – пишет журналист Postimees Кадри Хансалу. – Если учесть, что львиная доля авиакомпаний Европы работает в убыток, а начинающее предприятие несет убытки почти всегда, скоро Nordic Aviation понадобятся деньги. Государство как единственный акционер должно будет спасать компанию, и очень трудно будет убедить Европейскую комиссию в том, что „теперь мы поступаем правильно”».

«Не в пользу государства как бизнесмена говорит кадровый вопрос, – добавляет колумнист Якко Мяги в Õhtuleht. – Обычно советы госфирм некомпетентны, а в директора пролезают люди, сумевшие продать себя соответствующему министру. Нынешние госпредприятия изначально запрограммированы на коррупцию».

Колумнистке Postimees Маарье Вайно бросилось в глаза то, что никто не говорит о кончине Estonian Air как о символе: «В фокусе практические проблемы». Это подчеркивает и неупоминание Эстонии в наименовании новой авиакомпании: «Nordic Aviation – название, безобразнее которого не придумаешь. Но оно абсолютно рационально. Общество благосостояния Северных стран ассоциируется с безопасностью, которая в авиации превыше всего». Вайно беспокоится о том, что уровень символов и сфера идей у нас в стране «выключены», зато мы вязнем в бюрократических проблемах: «Уходят символы – уходит дух». Взять споры о памятнике Константину Пятсу. «Для многих Пятс символизирует почти мифическую эпоху Эстонии. Какую эпоху будут олицетворять в будущем сегодняшние деятели? Рядом с таллиннским Домом мебели есть магазин „Рыйвасте хульгимюйк” („Оптовая торговля одеждой”, она же „Оптовая торговля Рыйвасами” – Н.К.). Сдается мне, на символическом уровне он отлично выражает самую суть современности. История может внести коррективы». А может и не внести...

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх