Генпрокурору Украины известно, кто убивал на Майдане

Яанус Пийрсалу
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Как отметил Виктор Шокин, объективность судей Украины сейчас нельзя гарантировать, поскольку реформирование судебной системы пока     не завершено.
Как отметил Виктор Шокин, объективность судей Украины сейчас нельзя гарантировать, поскольку реформирование судебной системы пока не завершено. Фото: Яанус Пийрсалу

Почти все милиционеры, стрелявшие во время революции на Майдане в участников протестных выступлений, а также отдававшие им соответствующие приказы должностные лица установлены, утверждает генеральный прокурор Украины Виктор Шокин.

«На сегодняшний день установлены практически все лица, которые совершали убийства, отдавали приказы убивать и организовывали убийства. Всем этим лицам либо предъявлены обвинения (если они не задержаны, они объявлены в розыск), либо они находятся под следствием», – сообщил Виктор Шокин в конце минувшей недели в интервью Postimees.

Потребуется время

Скоро пройдет два года с начала революции на Майдане, а после бегства тогдашнего президента Виктора Януковича – более полутора лет. Из тех, кто непосредственно убивал участников протестов, на скамью подсудимых попали лишь два бойца милицейского спецподразделения «Беркут». Считается, что милицио­неры именно из этого подразделения убили большинство протестовавших на Майдане из почти сотни погибших. Многие представители украинской общественности полагают, что этого явно недостаточно.

«По расследованию событий на Майдане ведется рутинная и планомерная работа, хотя, конечно, и не столь быстрая, как большинству хотелось бы, – сообщил генпрокурор. – Как свидетельствует опыт других стран, расследование подобных крупных международных преступлений может занимать до 20 лет».

В связи с годовщиной тех событий Шокин обещает в ближайшее время предъявить заочное обвинение бежавшему в Россию Януковичу и его ближайшему окружению.

«Доказательства свидетельствуют, что всей этой преступной группировкой руководил Янукович. Мы и расследуем это как деятельность организованной преступной группировки – ОПГ. В ближайшие пару дней мы собираемся предъявить обвинение по 255-й статье и Януковичу, и многим его соратникам. Обвинение заключается в том, что он создал и руководил ОПГ, где было четкое распределение обязанностей и где каждый выполнял точную задачу – будь то хозяйственные дела, убийства на Майдане, поджог автомобилей, задержание и пытки людей и т.д. Это касается и узурпации власти – того, как он пришел к власти», – заявил Шокин.

Многие в Киеве убеждены в том, что расследование стрельбы на Майдане, особенно в отношении вертикали поступ­ления приказов, не даст никаких результатов, поскольку прежняя власть уничтожила важные улики еще в ходе революционных событий, а значительная часть ценных доказательных материалов была сознательно уничтожена или исчезла в течение нескольких месяцев после революции.

По словам Шокина, два месяца назад он создал в госпрокуратуре специальное подразделение для расследования уничтожения улик и свидетельств, задача которого изучить деятельность тогдашнего руководства госпрокуратуры, службы безопасности Украины (СБУ) и МВД.

«Подразделение должно установить, препятствовали ли они расследованию преступлений на Майдане или же они совершали действия, которые были необходимы для расследования этих преступлений, – сообщил Шокин. – Уже в самое ближайшее время вы не просто услышите имена фигурантов этого уголовного дела, но и конкретные решения суда. Ответственность понесут все лица, которые препятствовали расследованию. К сожалению, подобные случаи имелись».

Нынешний генпрокурор Украины обвинил своих предшественников, тех, кто занимал посты сразу после Майдана, что они не сумели создать систему расследования антинародных преступлений. Эта тема была и остается одной из тех, что представляют наибольший интерес для общества.

«Когда я вступил в должность, меня удивило, что, по сути, в госпрокуратуре ни у кого не было полной картины, сколько  уголовных дел, касающихся событий на Майдане, было возбуждено», – пояснил Шокин, создавший в госпрокуратуре отдельный крупный отдел, в который был собран весь следственный материал. В отделе работает более сотни следователей.

Кроме того, Шокин распорядился опубликовать на домашней странице госпрокуратуры публичный регистр всех уголовных дел по Майдану. Регистр представляет краткий обзор по каждому уголовному делу и позволяет отслеживать ход процесса расследования.

Один из самых сложных вопросов при расследовании стрельбы на Майдане – что за  снайперы хладнокровно расстреливали 20 февраля протестовавших людей и были ли среди них сотрудники российских спецслужб.

20 февраля стал самым кровавым днем на Майдане – за несколько часов было застрелено 49 участников митинга, а также 4 милиционера. Предполагается, что участники акций протеста, получившие смертельные пулевые ранения, стали жертвами снайперов.

Доказательств нет

Генеральный прокурор Шокин заверил, что следователи в значительной мере сумели прояснить ситуацию и в отношении снайперов. «Я, конечно, не могу назвать вам имен тех снайперов. Однако могу заявить, что они были в основном украинскими исполнителями приказов, выполнявшими преступные распоряжения, поступившие от Януковича, – заявил генпрокурор. – Конечно, не непосредственно от Януковича, а переданные через его подчиненных. Там были снайперы из различных подразделений. Однако мы не обнаружили доказательств присутствия снайперов из числа иностранных граждан».

Валентин Наливайченко, ставший после революции на Майдане руководителем службы безопасности Украи­ны (СБУ), но пару месяцев назад покинувший этот пост, неоднократно заявлял, что за убийствами на Майдане непосредственно просматривается след России и что он уже представил прокуратуре соответствующие доказательства.

«Наливайченко был допрошен после того, как публично заявил, что передал нам документы, доказывающие российский след, – сказал Шокин. – Ему показали документы, и спросили его, те ли это документы, на которые он ссылался в публичных выступлениях и обвинениях. Да, ответил он, на их основе. Тогда у него спросили, где здесь хотя бы одно доказательство того, что здесь были российские снайперы, которые стреляли по людям или отдавали приказы стрелять. На что он ответил – это мои предположения. Но мы по-прежнему занимаемся расследованием этой версии. Кроме того, мы ищем доказательства участия россиян, без разницы – из ФСБ или других спецслужб. Мы, следователи, не можем исходить из предположений! Я могу утверждать, что они (сотрудники российских спецслужб) здесь были, но их роль не доказана, не доказано, что они непосредственно участвовали в событиях».

Всего на Майдане пострадали более 1400 человек, которые получили различные травмы.

Возврата к прошлому не будет!

Как и все остальные представители верховной власти на Украине, генеральный прокурор Виктор Шокин остается противоречивой фигурой: с одной стороны, он доверенное лицо президента Петра Порошенко, с другой – его сильно критикуют за нежелание бороться с коррупцией, которая остается для Украины большой проблемой.

Давая интервью Posti­mees в своей комнате для совещаний, занимающей целый зал, 63-летний Шокин, которому в прежние времена трижды доводилось занимать пост заместителя госпрокурора, дважды просил подчерк­нуть для активно поддержавших Украину эстонских читателей, что после революции достоинства 2014 года на Украине не будет никогда возврата к прежним временам.

Шокин выразил благодарность Полиции безопасности Эстонии, которая задержала в этом году предположительно воевавшего за сепаратистов Восточной Украины гражданина Эстонии Владимира Полякова. При этом он отказался привести факты, доказывающие причастность Полякова к участию в боевых действиях.

«Сообщить подробности невозможно, поскольку следствие еще не завершено», – пояснил всю жизнь проработавший в следственных органах генпрокурор, самое громкое уголовное дело которого было связано с разоблачением деятельности очень популярной после распада СССР в бывших советских республиках религиозной секты Белое Братство. Последователи этой секты действовали и в Эстонии.

Власти и суды Эстонии приняли решение о выдаче Полякова Украине. В ответ на вопрос Postimees, каким образом на Украине можно обеспечить независимое  правосудие в ситуации, когда тамошняя судебная система считается одной из наиболее коррумпированных в Европе, генеральный прокурор признал, что проблема, действительно, есть.

«У нас более 9 тысяч судей, и большая часть из них были причастны так или иначе к противозаконной деятельности, – отметил Шокин. – В настоящее время у нас идет судебная реформа, значение которой трудно переоценить. Однако сегодня мы не можем дать гарантии объективности всех судей».

Преступления в период революции

• Обвинения предъявлены 270 лицам (некоторым заочно), среди которых 43 высших чиновников, 125 сотрудников милиции*, 11 судей, 9 прокуроров, 6 муниципальных чиновников, 76 гражданских лиц, т.н. «титушек».**

• В суд передано 118 уголовных дел, по которым уже предстали или в будущем предстанут перед правосудием 140 человек. По 26 уголовным делам приговоры уже вынесены.

• Следователи опросили 5000 свидетелей и пострадавших, осмотрели 900 мест событий, просмотрели множество видеозаписей. Было назначено свыше 1500 экс­пертиз.

*Часть сотрудников милиции, судей и прокуроров продолжает оставаться на своих постах.

**«Титушками» называли нанятых властями Януковича боевиков, которым в Киеве в массовом порядке раздавали огнестрельное оружие, в том числе и автоматы.

Источник: государственная прокуратура Украины

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх