«Плакала Саша, как лес вырубали...»

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Kaupo Kikas / RMK

Сегодня мы коснемся, пожалуй, самой острой темы из всех, связанных с государственным лесом. Это – рубка возобновления. Русского человека это волновало еще во времена поэта Некрасова.

Стоит городскому человеку выбраться в лес, как он становится придирчив и требователен к тому, что его окружает: «Почему лес рубят, у нас его и так мало, а если рубят, то почему не чисто, а оставляют посередине какие-то одинокие деревья. А под ногами что творится: какие-то сучья, бурелом, не пройти и не проехать... Рубите – так убирайте за собой хотя бы...» 

Лес – живой организм, а не парк с фонтанами

Сколько раз я слышала эти причитания и сколько раз пыталась втолковать пекущимся о чистоте и красоте наших лесов горожанам, что лес – это не парк и не приусадебный участок. И в самом деле, как говорят специалисты, в лесу каждый пенек, каждое поваленное дерево имеет важное значение. Потому что лес – живой организм, состоящий в свою очередь из других живых организмов. 

Но вопросы все равно остаются. Например, зачем рубить лес, пусть бы рос себе. Но не надо забывать о том, что лес – это не только природа, птички и грибы с ягодами. Лес – это древесина, а значит, новые дома, дрова для каминов, бумага для школьных тетрадей и много что еще. А чтобы древесину использовать, надо проводить рубки возобновления. Вот тут-то без специалиста не обойтись. Поэтому отправимся в Ляэне-Вирумаа, к Аво Сийлаку, руководителю Кирдеского региона лесного хозяйства RMK. По пути выясняется: минимальный допустимый возраст леса для сплошной рубки – 30 лет, а максимальный – 130 лет. Ежегодно RМК вырубает лес только на 1% своих лесных угодий. Таким образом обеспечивается положение, при котором зрелый государственный лес никогда не знакончится, так что по этому поводу можно не беспокоиться.

Спрашиваю у Сийлака, когда и где делается рубка возобновления и по каким критериям выбираются для нее места? «Это – один из способов возобновления леса, – отвечает руководитель. – Как понятно из названия, деревья в таких случаях вырубаются подчистую. Есть, правда, некоторые важные детали, но о них чуть позже. Я хочу, чтобы ваши читатели поняли главное: рубку возобновления мы проводим в лесах, возраст и средний диаметр деревьев в которых таковы, что больше расти они уже не будут. Также вырубаются леса, находящиеся в плохом состоянии. Такие больные деревья вырубаются в первую очередь».  

По правилам рубки возобновления сначала на предназначенной для этого делянке изучается видовой ассортимент растений, а затем при помощи комбайнов-харвестеров начинается собственно вырубка. 

Сертифицированная наследственность

В процессе рубки возобновления рубят не все деревья без оглядки, несколько растений все-таки оставляют в живых.  Именно они и придают делянке, по мнению дилетантов, неухоженный вид. Оставленные деревья называются маяками или деревьями-образцами, представляющими все природное разно-образие, реже такие деревья являются семенными, если лесоводы уверены, что для возoбновления леса необходимы семена именно этих растений. Кроме того, остаются расти деревья на краю делянки: так называемые буферные растения. Это делается в обязательном порядке, если делянка граничит с сельскохозяйственными угодьями или водоемами. 

Отдельного рассказа заслуживают деревья-маяки. На месте каждой вырубки их оставляют не менее десяти. Сийлак объяснил, что о маяках даже написано в Законе о лесе: чтобы не нарушать лесное биологическое разнообразие, выбираются типичные зрелые представители каждого вида, на них даже выписывают специальные сертификаты. Если такое дерево сохранится и до следующего лесного  поколения, то растения в новом лесу сохранят элементы предыдущего леса, что с точки зрения жизненного разнообразия весьма важно.  Эти деревья никогда не вырубают, в отличие от материнских (семенных) растений, которые оставляют, когда есть необходимость в восстановлении леса естественным путем.  По возможности, сохраняют также старые деревья с дуплами и гнездами, поваленные деревья – эти деревья остаются для сохранения биологического разнообразия. 

«В качестве семенных деревьев мы выбираем самые красивые, но после выполнения ими своей задачи, их тоже вырубают.  Часто спрашивают и о валежнике: неужели нельзя вычистить все леса, чтобы было удобнее и приятнее ходить? Отвечаю: нельзя. Валежник и гниющие деревья мы оставляем в лесу, потому что под ними  находят себе приют насекомые, микроорганизмы и растительность, которые существуют только среди полуразлагающейся древесины. Это тоже необходимо для сохранения природного видового многообразия». Все это влияет на быстрейшее восстановление экосистемы вырубки. 

Между прочим, не зря данный вид рубки называется рубкой во-зобновления. Это говорит о том, что действия человека в лесу направлены прежде всего не на уничтожение, а на обновление леса – завершающий этап в жизненном цикле леса, экзамен на отношение человека к лесному богатству…

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх