Семь суток непрерывной борьбы с самим собой

Прийт Пуллеритс
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Член команды Estonian ACE Adventure Team Сильвер Ээнсаар в ходе чемпионата мира по приключенческим гонкам в Бразилии продирается сквозь зеленую чащу.
Член команды Estonian ACE Adventure Team Сильвер Ээнсаар в ходе чемпионата мира по приключенческим гонкам в Бразилии продирается сквозь зеленую чащу. Фото: Частный архив

До финиша оставалось примерно 80 километ­ров, когда ситуация стала принимать критический оборот. Преодолев за семь суток более 600 км почти по 40-градусной жаре сквозь дремучие дебри бразильских лесов, Тиммо Таммемяэ почувствовал, что перегрелся на солнце.

 Хотя он и пытался не отставать от своих трех товарищей по команде, выжимая себя на 110 процентов, сил продолжать гонку у него уже не осталось. И это заметили его товарищи по команде.

Удивительно успешно начавшееся выступление эстонской команды на ЧМ по приключенческим гонкам могло бесславно завершиться на болотистых просторах Пантанала. До этого момента эстонская команда Estonian ACE Adventure Team настойчиво  занимала место в первой шес­терке в борьбе 32 сильнейших четверок спортсменов-экстремалов.

Захваченная позиция была выше, чем могли ожидать сами эстонские спортсмены. Таммемяэ, братья Сильвер и Райн Ээнсаар, а также представительница прекрасного пола Марианн Сулг, в обязательном порядке включенная в состав команды, поставили перед собой цель превзойти на одном из самых изнурительных состязаний планеты прежний результат эстонской команды, занявшей 13-е место.

Если же один из членов команды не сможет продолжать борьбу, все затраченные усилия спортсменов и перенесенные ими испытания окажутся напрасными. Прилечь на землю, чтобы восстановить силы, было нельзя, поскольку контрольное время уже поджимало. Дорожные условия были такими, что крутить педали со скоростью более 20 км/в час было немыслимо.

Поэтому Сильвер Ээнсар взял сидящего на велосипеде Таммемяэ на буксир. Правила такое позволяли. Два других товарища по команде как могли поддерживали Таммемяэ во время передвижения, предлагая ему еду и питье.

Член шведской команды на том же самом этапе велосипедной гонки и вовсе лишился сознания, получив солнечный удар. Товарищи по команде положили его под дерево, облили холодной водой, а когда спортсмен пришел в себя, продолжили двигаться дальше. «Суровые парни, – комментирует инцидент Сильвер Ээнсаар. – Особо не церемонятся».

Несколько часов спустя Таммемяэ стало получше, и завершающий этап велосипедной гонки он уже смог преодолеть, вращая педали собственными силами. Эстонская команда с результатом семь суток и девятнадцать часов заняла пятое место. Отставание от команды Новой Зеландии Seagate, занявшей первое место, составило более 26 часов. Преодолеть трассу смогли только пять команд.

Всем остальным участникам соревнования на определенном этапе это испытание оказалось не по плечу, и им засчитали результат прохождения сокращенного маршрута. Девять команд вообще прервали свое выступление.

Острые болезненные уколы

По правде говоря, участие в соревнованиях эстонской команды было под вопросом еще до старта. Сотрудница Департамента шоссейных дорог Сулг за два дня до начала экспедиции почувствовала себя в Бразилии настолько плохо, что могла только лежать в отеле под кондиционером. Голова гудела, в глазах рябило, а ночью у нее открылась рвота. Пришлось вызывать врача, который диагностировал обез­воживание и поставил в вену канюлю. Это помогло.

Во время состязаний приступ слабости ни разу о себе не напомнил, что вовсе не означало отсутствия болезненных моментов. Уже на первом десятиминутном этапе перехода на каяках на руках образовались мозоли, хотя Сулг предусмотрительно заклеила пальцы пластырем. «Как же я с такими руками доберусь до финиша?» – тревожилась она.

Но поначалу, в первые двое суток, боль ощущалась довольно остро, так как высока была чувствительность организма. Сильнейшая усталость, притупляющая чувства, дает себя знать не так-то быстро.

Райн Ээнсаар, занимающийся предпринимательством, во время экспедиции спускался по руслу пересохшего ручья, и, продираясь сквозь дремучие заросли, внезапно почувствовал острую боль от укуса. Боль пронзила его челюсть, плечо и шею. «Что это могло быть?» – не понял он. Все члены команды знали, что им придется передвигаться по очень опасной территории. Организаторы чемпионата предупреждали, чтобы в ночное время все команды снабжали замыкающего колонны мигающим фонариком для отпугивания леопардов. На берегах водоемов обос­новались также крокодиловые кайманы, длина которых достигала двух с половиной метров. Однако аллигаторы были какими-то сонными и агрессии не проявляли. Сильвер Ээнсаар один раз был вынужден отогнать такую тварь подальше от трассы.

Некоторые команды подверглись нападению диких пчел. Чтобы защититься от такого сюрприза, спортсменам приходилось натягивать на голову полиэтиленовые пакеты. Однако наибольшую опасность представляли скаты, обитающие в гигантских болотных лужах Пантанала.

 Прежде, чем ступить в лужу, необходимо было с помощью палки прощупать дно. Одного из членов сильнейшей команды ужалил скат. Но он не растерялся и быстро принял антигистаминный препарат; тем не менее ему пришлось вытерпеть адскую боль. В результате его команда потеряла шесть часов. Райн Ээнсаар был также осведомлен о том, что всякого рода укусы игнорировать нельзя. Он позвал брата, который тоже дал ему антигистаминный препарат. И все-таки боль оставалась очень острой. При этом спортсмен все время с тревогой думал о том, что состязания на этом могут завершиться. Но за полчаса боль отступила, и движение по маршруту вновь продолжилось. Спустя несколько дней, Ээнсаар снова почувствовал аналогичный укус и понял, что это был большой черный муравей.

Великие скитания по болотам

Для Таммемяэ, занимающегося организацией спортивных соревнований, наиболее трудным физически оказался самый длинный этап беговой  серии протяженностью 68 километров. Он пролегал в горис­той местности, где под сухой травой скрывались камни размером с кулак. Эстонцы вышли на этот этап в три часа ночи. Двигались примерно час, затем делали перерыв и отдыхали минут пять.

Из-за растянувшегося по времени перехода запасы воды иссякли. Оставалась всего одна пол­-литровая бутылка. Ручей, у которого, предполагалось пополнить запас питьевой воды, оказался пересохшим. Намечалась безрадостная перспектива – спуститься с гор и начать поиски источников воды.

К счастью, эстонским спортс­менам удалось обнаружить место в горах, где они и  смогли пополнить запасы воды. «Для многих команд это был непростой этап, разрыв в результатах значительно увеличился», – вспоминает Таммемяэ.

Эстонская команда, вероятно, могла бы занять и четвертое место, если бы во второй половине состязаний не заплутала в болоте. «Мы были в замешательстве, – признается Сильвер Ээнсаар, – и стали искать выход». Но никак не могли его найти. В темноте было трудно ориентироваться. В конце концов стал подходить к концу запас продуктов. В итоге этап, который эстонцы рассчитывали преодолеть за 15 часов, растянулся на двое суток.

Помимо физического утомления, в ходе столь продолжительных состязаний сказывается и фактор все нарастающего хронического недосыпания. В течение трех первых суток эстонцы спали всего четыре часа. «Поначалу это не очень чувствуется, – утверждает Ээнсаар, – поскольку адреналина было в избытке и нервы на пределе». Но на втором этапе соревнований эстонские  гонщики позволили себе две ночи поспать по четыре часа. По словам Ээнсаара, не имеет смысла утомлять себя ночными переходами, ведь из-за недосыпаний во время ориентирования возникает слишком много серьезных ошибок.

И не только ошибок. В последнюю ночь, крутя педали велосипеда, Сулг постоянно боролась со сном. Поначалу она пыталась  его отогнать, мурлыча себе что-то под нос, но вскоре уже не могла делать и этого. Глаза несколько раз закрывались сами собой и она падала с велосипеда. И подобное случалось несколько раз подряд. К счастью, почва оказалась землистой.

Несмотря на длительное и изнурительное испытание, завершившееся немногим более недели назад, сами спортсмены не сомневаются в целесообразности подобных мытарств.

Они побывали в уникальных уголках нашей планеты, в которые большинство из нас никогда не сможет попасть. Они испытали радость победы, настоящую эйфорию от того, что осилили безумно сложное приключение. Они победили самого главного врага, который противостоит тебе в подобных отчаянных обстоятельствах, – самого себя.

«Трудности забываются, а в памяти остаются только приятные впечатления», – уверяет Сильвер Ээнсаар.

Комментарии
Copy
Наверх