Центральная криминальная полиция взялась за волостные управы

, репортер
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По словам руководителя бюро ЦеКриПо по борьбе с коррупционными преступлениями Мати Омблера, у них  в производстве не так уж много дел, начатых по сигналам, поступающим от граждан. Полиции приходится самой выходить на след коррупции.
По словам руководителя бюро ЦеКриПо по борьбе с коррупционными преступлениями Мати Омблера, у них в производстве не так уж много дел, начатых по сигналам, поступающим от граждан. Полиции приходится самой выходить на след коррупции. Фото: Лийс Трейманн

Полиция проявляет интерес к волостным чиновникам, привыкшим к тому, что их никто не контролирует, и число новых уголовных дел стремительно растет. Руководитель бюро Центральной криминальной полиции (ЦеКриПо) по борьбе с коррупционными преступлениями Мати Омблер отмечает, что распространение коррупции зависит от того, как к ней относится общество.

Сколько уголовных дел вы возбудили в этом году в отношении сотрудников самоуправлений и их деятельности?

В этом году половина переданных нами в прокуратуру уголовных дел была связана с местными самоуправлениями или их подведомственными учреждениями. Это порядка десятка производств.

Начало производства не обязательно означает, что дело дойдет до суда. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что полиция завершила досудебное производство и дело передано в прокуратуру.

Значит, уголовные дела в отношении волостей Конгута и Тарту в этот десяток не вошли?

Они еще не дошли до прокуратуры.

В местных самоуправлениях незаконное использование денег, а порой и взяточничество никуда не исчезли. Это все еще остается проблемой. Рассказавшие об этих случаях СМИ подали сигналы, которые должны бы быть понятны сотрудникам всех волостей, однако на них, похоже, не прореагировали. Суды вновь и вновь признают виновными людей, работавших в местных самоуправлениях и занимавшихся присвоением имущества. Этот снежный ком не остановлен, он все растет и растет.

Центральная криминальная полиция и одно из направлений ее деятельности – расследование коррупции возродились в Эстонии лишь несколько лет назад. Полиция безопасности (КаПо) хотя и весьма плодотворно поработала на ниве разоблачения коррупции в государственной власти и в крупнейших местных самоуправлениях, однако ей, видимо, не хватало людей, чтобы заняться коррупцией в небольших волостях. Мне кажется, что полиции никак не удавалось взяться за коррупцию такого рода системно.

Да, это так. Коррупция – это та сфера, которой следует заниматься системно. Теперь у нас в полиции есть бюро по борьбе с коррупционными преступлениями. С каждым годом наша деятельность становится более эффективной, раскрываются все новые злоупотребления.

Существует ли у вас какое-то разделение труда с Полицией безопасности? Они занимаются более серьезными коррупционными случаями и крупными местными самоуправлениями, а вы сконцентрированы на мелких самоуправле­ниях?

Подчиненность следственных органов определена постановлением правительства. Там довольно ясно обозначено, какие учреждения находятся в сфере КаПо, а какие остаются за нами. Ранее все местные самоуправления относились к сфере интересов КаПо, но, разумеется, расследовать все в одиночку невозможно.

Как мы видим, расследовать есть что, и само по себе это наружу не выйдет – этим надо заниматься серьезно.

Такое ощущение, что борьба с коррупцией в маленьких волостях не особо трогает местных жителей. Во всяком случае, на результатах выборов это не отражается.

Ваше замечание очень точное. Память у людей какая-то короткая: осужденного за коррупцию человека вновь и вновь переизбирают в муниципальное собрание.

Однако дружеское рукопожатие волостного старейшины куда более понятно народу, чем какое-то посягательство на абстрактный волостной бюджет.

Похоже, именно так и есть. Может быть, избиратель не слышал и не читал новостей. Многое зависит от того, как общество воспринимает коррупцию: если в деревне считается нормальным, что волостной старейшина покупает услуги для волости у собственной фирмы, пресечь такие действия оказывается непросто.

В криминальных производствах, которыми вы занимаетесь, бросается в глаза, что многие из них связаны с махинациями с горючим. К этому, конечно, следует добавить сделки с фирмами, принадлежащими чиновникам или их ближнему кругу.

Проблема кажется не столь уж и значительной, но тогда она могла бы быть и легко раскрываемой. Но отчего-то чаще всего беда заключается в нецелевом использовании горючего, и нам приходится расследовать довольно много именно таких дел.

Бензином за счет само-управлений заправляют свой автомобиль или автомобиль родственника, муниципальный транспорт используется для внеслужебных целей.

Мы расследуем не одноразовые мелкие нарушения, но систематические действия, когда люди неоднократно присваивают горючее.

И горючее – это все, что само пристает к рукам? А более крупные дела?

Есть и более крупные нарушения. Это в основном решения и договоры, имеющие в виду личную выгоду или выгоду фирм, связанных с чиновником или его близкими.

Случается ли так, что вы приходите в местное самоуправление с одним подозрением, однако после знакомства с документами или общения с людьми возникают новые подозреия?

Бывает, конечно, что в ходе расследования обнаруживаются новые обстоятельства и собираются некоторые данные и в отношении других нарушений.

Люди могут посылать нам какие-то свои соображения и сведения на адрес электронной почты korruptsioonivihje@politsei.ee или звонить на автоответчик по телефону

612 3657. И такие сигналы поступают все чаще, но их в принципе могло бы быть и больше. Мы заинтересованы в любой информации.

В какой степени эти сигналы служат поводом для расследований, или же вы начинаете изучать документы, исходя из своих собственных сведений?

До сих пор производств после получения подобных сигналов было начато не слишком много. Рассчитывать на это не приходится, мы сами должны находить темы для расследований. Коррупция является по своей сути теневой деятельностью, и мы сами выходим на ее след.

Сейчас, наверное, во многих самоуправлениях, судорожно ищут людей, пожаловавшихся в полицию. Но в большинстве случаев, получается, мало жалуются?

В общем-то, так оно и есть. Охота на ведьм отражает ценностные установки, принятые в муниципальных учреждениях, и образ мысли сотрудников. Молчание считается правильным, и нечестные люди могут продолжать свои махинации.

Руководителей местных самоуправлений, занимающих свои посты по многу лет, как мне кажется, отличает неадекватное представление, будто они некие удельные князьки, для которых закон не писан. Ваши следователи сталкивались с подобным отношением?

Если человек в течение нескольких сроков избирался на один и тот же пост, такой опасный симптом действительно имеет место.

От заказа работ у самого себя до банального присвоения имущества

Районная управа Пирита (Таллинн)

Подозрение в нарушении пределов своих полномочий в крупных размерах (от 40 000 евро) было предъявлено двум чиновникам управы части города Пирита, а также еще трем лицам, не являющимся чиновниками. В рамках уголовного дела расследовалась возможность участия городских чиновников в принятии решения, касающегося их собственного коммерческого объединения, которым определялся партнер города по обслуживанию пляжных кабинок.

Состояние: уголовное дело передано прокуратуре, которая решает вопрос о передаче его в суд.

Районная управа Пыхья-Таллинн (Таллинн)

2 сентября был произведен обыск в помещениях управы части города Пыхья-Таллинн в связи с уголовным делом, касающимся представления сфальсифицированных счетов и выплат по ним из городских средств.

Состояние: чиновнику управы и одному предпринимателю предъявлено подозрение в подделке документов и их использовании. В прокуратуру дело пока не поступило.

Волость Кийли

Согласно обвинению, бывший волостной старейшина Кийли Валерий Кукк хотел получить доход за счет ремонта принадлежащей волости социальной квартиры. Кукк пригласил к участию в тендере предприятие, возглавляемое его знакомым, и с которым он также был лично связан. По инициативе Кукка, это предприятие было объявлено победителем тендера, и с ним был заключен договор на поставку услуг. После заключения договора выделенные на ремонт из средств волости  16 580 евро были проведены через Кукка и фирмы близких к нему лиц таким образом, что

14 580 евро в итоге оказались на счете полностью принадлежащего Кукку предприятия VK Invest OÜ. Также, согласно обвинению, Кукк фальсифицировал счета, которые были представлены в волостную управу под выделение средств на ремонт. На основе информации, полученной в ходе предварительного следствия, на самом деле расходы на ремонт составили порядка 7000 евро, а саму работу выполнил отец Кукка.

Состояние: 6 октября Харьюский уездный суд признал Кукка виновным в присвоении средств, подделке документов и использовании поддельного документа. Кукк обжаловал приговор в окружном суде.

Волость Саарде

Согласно подозрению, бывший член правления коммунального предприятия волости Саарде сделал выбор в пользу некой фирмы и в качестве благодарности получил от нее взятку. Это происходило в период с февраля прошлого года по март нынешнего.

Состояние: подозрение предъявлено получившему взятку лицу, а также лицу, которое давало взятку.

Волость Ыру

Работавший до 2014 года директором ыруского муниципального предприятия Õru Soojus Калле Тийдеберг в период 2011-2014 гг. неоднократно присваивал чужое имущество на общую сумму по меньшей мере 21 978 евро. Он отдал распоряжение двум водителям автомобилей AS Olerex, перевозивших горючее, выкачать дизельное топливо из емкостей со специальной маркировкой, предназначавшееся для отопления Ыруского детского сада-начальной школы. Топливо было использовано Тийдебергом для собственных нужд.

Состояние: согласительное производство, признан виновным.

Волость Пийриссааре

Согласно обвинению, бывший волостной старейшина Пийриссааре Елена Умбелья, покидая свой пост, присвоила принадлежащие волости мобильный телефон, автомобильные покрышки, а также два флеш-накопителя. Тем самым волости был нанесен ущерб в размере около 600 евро. Кроме того, Умбелья забрала с собой официальные документы и скрывала их у себя дома вплоть до обыска, состоявшегося в феврале.

Состояние: неделю назад Тартуский уездный суд признал Елену Умбелья виновной в присвоении имущества и сокрытии официальных документов, назначив ей денежное взыскание в размере 4460 евро.

Волость Пука

Бывший старейшина волости Пука подозревается в присвоении имущества, должностной фальсификации и использовании поддельных документов. Другим сотрудникам волостной управы предъявлено подозрение в содействии должностной фальсификации. Согласно подозрению, объектом присвоения были принадлежавшие волости денежные средства и топливо, которые отошли в пользу лично старейшины и третьего лица.

Состояние: двум муниципальным чиновникам волости Пука предъявлено подозрение в преступлении.

Волость Роосна-Аллику

Заместитель волостного старейшины Роосна-Аллику присвоил денежные средства находящегося на попечении волости молодого человека с инвалидностью. По поручению волости он открыл молодому человеку банковский счет, получил его банковскую карточку вместе с PIN-кодом, после чего перевел оттуда деньги на свой счет, снял наличные деньги и совершал покупки, расплачиваясь карточкой.

Состояние: согласительное производство, 9 октября заместитель волостного старейшины признан виновным.

Волость Ярваканди

Муниципальный чиновник волости Ярваканди получил подозрение в фальсификации аудиторского отчета.

Состояние: производство по делу прекращено в порядке оппортунитета, задолженность погашена.

Источник: прокуратура

Комментарии
Copy
Наверх