Падежи: вороваты, но не виноваты

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Русский язык.
Русский язык. Фото: SCANPIX

В прошлом выпуске мы говорили о краже, совершенной у предложного падежа, который и сам не без греха, падежом дательным. Но в соответствии с принципом «у вора вор дубинку спер», зло не осталось безнаказанным: у дательного падежа давно уже подворовывает творительный, причем тащит, негодяй, буквально только что украденное.

Напомню: еще сравнительно недавно считалось единственно правильным говорить (и, разумеется, писать) «скучаю (по ком?) по вас» (местоимение в форме предложного падежа), потом постепенно стало преобладать новообразование «скучаю (по кому?) по вам»  (местоимение в форме  дательного падежа). Но откуда-то давно уже выползает и еще одна диковатая и совсем неправильная форма –  «скучаю (за кем?) за вами», а также «за тобой, за ним» и т.п., когда местоимение вдруг оказывается в форме творительного падежа. Остается лишь уповать на то, что  официальной грамматикой это не будет признано никогда, иначе русские падежи настолько запутаются друг в друге, что надобность в грамматике просто отпадет.

Впрочем, творительному падежу впору не красть, а заняться ревизией собственных владений: пока он тащит у других, на его личную собственность покушается падеж родительный. В результате  вместо легитимной формы «смеяться над кем-то» мы периодически сталкиваемся с нелегитимной – «смеяться с кого-то». «Я с вас смеюсь» – не слыхали такого? Еще услышите, не дай бог, конечно. 

Эта конструкция отличается от многих себе подобных тем, что ее существование пытаются обосновать: смеяться, допустим, над Петей – это в смысле насмехаться, а «смеяться с Пети» – это когда Петя такой смешной, что просто умора, но ничего обидного в виду не имеется. Улавливаете тонкую разницу? В принципе она, конечно, есть, но если родительный падеж все же предстанет перед судом, вряд ли его оправдания будут расценены как смягчающие вину обстоятельства. 

Казалось бы, из шести наших падежей прилично ведут себя только два – именительный и винительный. Но нет, и у них рыльца в пуху! Впрочем, о злодеяниях, совершаемых ими, мы поговорим в следующий раз.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх