Минск в неловком положении между Киевом и Москвой

Эвелин Калдоя
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Праздник урожая в нынешнем году в Дятлово: жаловаться на урожай белорусам не  приходится, однако голова у них болит от непростых отношений с двумя важнейшими для них торговыми партнерами – Россией и Украиной.
Праздник урожая в нынешнем году в Дятлово: жаловаться на урожай белорусам не приходится, однако голова у них болит от непростых отношений с двумя важнейшими для них торговыми партнерами – Россией и Украиной. Фото: Reuters/ScanPix

«Белоруссия – единственная страна, способная заставить Россию оплачивать ее счета, для этого у нее имеется свой особый рычаг, – утверждает научный сотрудник программы „Россия и Евразия” Фонда Карнеги Балаш Ярабик. – Они говорят: „Мы вас любим. Мы единственные, кто любит вас… Вот вам счет”».

По его словам, этот рычаг позволяет Минску довольно успешно отстаивать свои интересы не только в отношении выманивания денег, но и, например, в вопросе Евразийского союза.

Однако в последнее время в этих взаимоотношениях наметился раскол. Причина в том, что кошелек «возлюб­ленной» несколько отощал.

Сейчас в России не та ситуация

«Россия уже не в том положении, чтобы щедро подпитывать финансами шаткую белорусскую экономику, в значительной мере управляемой государством», – констатирует Ярабик, отмечая, что если бы Россия могла финансировать Минск в достаточной степени, он не стал бы рассматривать альтернативные варианты.

Сегодня Белоруссии, оказавшейся в результате последовавших после выборов 2010 года актов насилия и политических репрессий в изоляции от Запада, удалось в значительной мере улучшить свою позицию – Евросоюз возобновил с ней отношения. После проведенного летом нынешнего года освобождения белорусских политзаключенных ЕС снял все ограничения, наложенные на замороженное в Европе имущество 170 высокопоставленных минских чиновников, и аннулировал запрет на их въезд в страны ЕС.

По оценкам некоторых наблюдателей, Белоруссия, которая является посредником заключенных в Минске мирных соглашений по Восточной Украине, сейчас находится в благоприятном положении, поскольку с ней пытаются поддерживать хорошие отношения как ЕС, так и Москва.

Другие эксперты предполагают, что у белорусов есть опасения в отношении безопасности, поскольку Белоруссия – единственная т.н. страна восточного партнерства, которой при «помощи» России пока удалось избежать региональных конфликтов.

Ярабик полагает, что сейчас основная проблема Белоруссии связана со значительным участием государства в экономике и экономическим спадом. Недавно побывав в Белоруссии, он отмечает, что никогда раньше не встречал там столько людей, недовольных экономической ситуацией.

«Правительство говорит о значении и потенциале частного сектора, но, с другой стороны, оно стремится выжать из него столько денег, сколько возможно. Я не знаю, как долго это сможет продолжаться», – размышляет аналитик фонда Карнеги. Он признает, что у правительства Белоруссии есть серьезные планы проведения реформ, но при этом констатирует, что, к сожалению, реформаторы остаются в явном меньшинстве по сравнению с командой силовиков в составе администрации Александра Лукашенко.

По словам Ярабика, Минск попал в такую вилку из-за того, что с одной стороны, хотел бы сохранить свой нынешний значительный государственный контроль над экономикой, а с другой стороны, ресурсов на это у него не хватает. То есть, если продолжать по-старому, государство станет банкротом и контроль все равно будет потерян.

«Я думаю, что первым шагом Минска станет получение как можно большего числа внешних кредитов вместо каких-либо перемен, – прог­нозирует Ярабик. – При том что реформаторы открыто говорят, что это всего лишь отсрочка по времени. В Белоруссии постоянно ведется борьба между силовиками и реформаторами. Позиция реформаторов немного улучшилась, поскольку экономика бедствует, но это вовсе не означает, что силовики уходят в тень и что систематический репрессивный подход со стороны правительства исчез. Он сохраняется. Подход остается прежним, изменилось лишь отношение».

Виноват кризис на Украине?

«Украинский кризис сильно ударил по Белоруссии: экономика главного торгового партнера, России, в упадке, а Украина является для Белоруссии третьим важным торговым партнером, – уточняет Ярабик. – В Белоруссии, особенно в секторе госпредприятий, объемы продаж сократились на 40, 50, 60 процентов».

Различие между белорусами и украинцами аналитик описал современной поговоркой: на Украине имеется демократия, но нет власти, в Белоруссии имеется власть, но нет демократии. Он подчеркивает, что вместе со свержением Виктора Януковича, по сути, произошло обрушение всей централизованной власти Украины.

«Как власть пытается восстановить свой авторитет? На Украине вопрос заключается не столько в том, стремится ли правительство к реформам, сколько в том, способно ли оно совершать вообще какие-то шаги, уравновесить противоречивые интересы олигархов и государства», – поясняет Ярабик.

В Белоруссии подобных метаний нет. «Там государственные интересы направлены против интересов всех остальных. За последние пять лет роль государства изменилась, частный сектор разрастается просто потому, что государство не справляется с управлением, оно – плохой руководитель, – отмечает Ярабик и прогнозирует: – Когда доля государства в экономике Белоруссии упадет с 70 процентов до 50, начнется естественная демократизация общества».

Как белорусы вообще относятся к происходящему на Украине? По словам эксперта, достаточно противоречиво.

«Например, белорусы согласились бы с тем, что, да, Крым принадлежит России, – полагает он. – Но они не согласились бы с тем, как русские аннексировали Крым и особенно с вмешательством России в ситуацию на Донбассе».

Ярабик считает, что украинцам никак не приходится рассчитывать на понимание со стороны белорусов Майдана и последовавших событий. «В их глазах это хаос, анархия, гражданская война, – считает он. – Они лучше предпочтут стабильность, даже если к ней прилагается довесок по имени Лукашенко. Среди большинства белорусов по-прежнему сохраняется представление, появившееся после Второй мировой войны: всё, что угодно, лишь бы не было войны».

«Они не хотят в Европу, если за это необходимо заплатить такую цену, – утверждает Ярабик. – Это делает Белоруссию, с одной стороны, более постсоветской, чем Украину, с другой стороны, гораздо более стабильным государством».

По оценке эксперта, тамошнюю политическую культуру характеризует то, как Лукашенко якобы получил 83% голосов избирателей на президентских выборах. Впечатляющий результат, который явно был сфальсифицирован.

«В этот раз он, вероятно, набрал свыше 60 процентов. Возможно, 65», – предполагает Ярабик, задаваясь резонным вопросом о мотивах фальсификации результатов, когда победа гарантирована и без этого.

«Жители Белоруссии говорят, что вопрос в цифрах: Лукашенко должен показать, что является бесспорным победителем», – признает аналитик.

Комментарии
Copy
Наверх