Небольшие банки предпочитают иметь дело с предприятиями

Тынис Оя
, журналист
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Банк DNB, по словам его главы Иварса Капитовичса, заинтересован в развитии своих сильных сторон, а не в освоении новых сегментов, которые начнут приносить прибыль только через несколько лет. И такой сильной стороной является обслуживание крупных предприятий.
Банк DNB, по словам его главы Иварса Капитовичса, заинтересован в развитии своих сильных сторон, а не в освоении новых сегментов, которые начнут приносить прибыль только через несколько лет. И такой сильной стороной является обслуживание крупных предприятий. Фото: Сандер Ильвест

Одной из главных новостей уходящего года в сфере банковских услуг стало известие о том, что действующие в Эстонии небольшие банки поменяли стратегию.

 Danske Bank решил отказаться от розничного банковского обслуживания и сконцентрироваться на приватном банковском обслуживании, т.е. на состоятельных клиентах и предприятиях. Примеру Danske Bank последовал и норвежский банк DNB.

Глава Danske Bank Айвар Рехе был настолько шокирован этим решением скандинавской банковской группы, принятым еще весной, что решил оставить пост руководителя банка.

«Разумеется, мне как местному банкиру, более 20 лет обслуживавшему как частных, так и бизнес-клиентов, предлагавшему сотрудничество и всевозможные программы лояльности, такие перемены не могут нравиться», – сказал Айвар Рехе Postimees весной, еще занимая пост руководителя банка.

Некоторое время спустя крупнейший норвежский банк DNB сообщил, что прекращает обслуживать на эстонском рынке частных клиентов и сосредотачивается исключительно на бизнес-клиентах.

«На рынке бытовых кредитов банк имел незначительную долю, увеличение же рыночной доли предполагает немалые инвестиции, которые DNB не планирует», – обосновал решение глава банка DNB Иварс Капитовичс.

И еще несколько местных небольших банков предпочитают иметь дело с предприятиями, а не с частными клиентами. Какой-то общей причины, которая объясняла бы это обстоятельство, нет: у каждого банка свои соображения.

Другие планы

Как сказал Иварс Капитовичс, в розничном банкинге для получения прибыли необходимо иметь критическую массу клиентов. «Мы занимаем прочную позицию в сегменте крупных предприятий, а также лизинга и заинтересованы в том, чтобы развивать их, а не осваивать новые сегменты. Прежде чем новый сегмент станет прибыльным, пройдет несколько лет», – сказал он, объясняя решение не предлагать частным лицам кредиты. Тем не менее, банк DNB предлагает лизинг и частным клиентам.

В последние годы рыночная доля DNB в банковском обслуживании предприятий выросла и ее, как сказал Капитовичс, планируется еще больше увеличить. «Да, у нас есть такие планы. На рынке потенциал для этого имеется,

и наши сотрудники готовы этим заниматься. Мы можем предложить клиентам хорошее обслуживание, мы концентрируемся на предприятиях, и у нас есть и время и знания, чтобы заниматься предприятиями», – пояснил Капитовичс.

Банк DNB занимается в основном крупными фирмами. Для того чтобы стать клиентом банка, годовой оборот предприятия должен составлять не менее миллиона евро. Что касается отраслей экономики, то представлены почти все: инфраструктура, промышленность, включая пищевую. Ссылаясь на банковскую тайну, глава банка отказался назвать самых крупных клиентов, но отметил, что эти предприятия действуют в сфере энергетики.

Как объяснил новый глава Danske Bank Ивар Паэ, банки, не заинтересованные более в расширении деятельности, сосредоточились на своих сильных сторонах. «Это не отличительная черта банков, действующих в странах Балтии или в Скандинавии, эта тенденция прослеживается в Европе и в Северной Америке», – сказал Ивар Паэ.

Стратегия Danske Bank, по словам его руководителя, направлена на то, чтобы быть универсальным банком и обслуживать предприятия региона. «У нас много дочерних банков и филиалов по всему миру. Среди банков трех Балтийских стран мы имеем незначительную рыночную долю. Поэтому было принято решение, что наш банк станет обслуживать предприятия. Думаю, что в этом сегменте нам удастся добиться значительных результатов. Это чисто стратегический выбор», – пояснил Ивар Паэ, отметив, что, принимая решение изменить стратегию, банк учитывал клиентскую базу и масштабы экономики страны.

На «круглом столе», организованном Союзом банков Эстонии, Паэ сказал, что после изменения стратегии балансовый объем Danske Bank увеличился на треть.

Решение удивило

Финский банк Pohjola, развернувший свою деятельность в Эстонии в 2011 году, в Финляндии тоже имеет дело только с предприятиями. Правда, в Эстонии следует учитывать, что банк Pohjola входит в крупнейшую финансовую группу ОР, в которую входит и страховая группа Seesam, занимающаяся также розничными клиентами.

Весной, комментируя решение банков Danske и DNB, руководитель эстонского филиала банка Pohjola Ханнес Кааду заметил, что его удивило решение отказаться от розничного банкинга, поскольку в корпоративном банкинге жесткая конкуренция. «В розничном банкинге жилищные кредиты предоставляются под залог недвижимости, почти весь портфель кредитов имеет гарантию, и у банков неплохая маржа», – отметил Кааду.

Банк Pohjola, с первых дней деятельности в Эстонии ориентировавшийся на бизнес-клиентов, ставит перед собой задачу увеличить портфель кредитов и клиентскую базу.

По словам Кааду, в начале 2000-х годов доля банка Pohjola на рынке банковских услуг Финляндии составляла около пяти процентов, сейчас – 23 процента. «За 10-15 лет рыночная доля сильно выросла. Мы действуем несколько иначе, чем другие банки, это стало хорошо заметно по время финансового кризиса».

В принципе Pohjola представляет собой кооперативный банк, клиенты которого являются одновременно собственниками банка.

«Наша рыночная доля столь значительна, что мы рассматриваем кредиты в том числе с  макроэкономической точки зрения, – сказал Кааду. – Мы последовательно действуем вместе с клиентами, в результате наши услуги имеют дополнительную ценность. В Финляндии рыночная доля банка Pohjola больше всего выросла во время финансового кризиса. Клиенты видели, что для нас имеют значение не только деньги, но и отношения между клиентами и банком». Хотя в Эстонии клиенты Pohjola не являются собственниками, банк, как заверил Ханнес Кааду, в своей дея-тельности руководствуется теми же ценностями, что и в Финляндии.

Итоги 2014 г. (€)

Danske Bank

    • Доход 47,1 млн

    • Прибыль 28 млн

DNB

    • Доход 13,3 млн

    • Прибыль 4,1 млн

Источник: банки

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх