Вы ошиблись владельцем

Ирина Каблукова
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Иллюстративное фото
Иллюстративное фото Фото: Урмас Луйк

Если на ваш телефон звонят из фирмы инкассо, не факт, что востребовать долг хотят именно с вас.

Отгремел новогодний салют, подарки вручены и даже обмыты. Начался новый год, который принес новое счастье и новые возможности. Новую жизнь обрели и некоторые неодушевленные – и даже абстрактные – предметы: например, в новеньких, только что подаренных мобильниках ожили старые номера... Но если кто-то так никогда и не узнает, кого и с кем соединял раньше его номер, то кому-то предстоит столкнуться с не слишком приятной неожиданностью.

Санкциями по праздникам

Таллиннская семья Смирновых владеет семейным пакетом одного из операторов мобильной связи, в пакете – аж шесть номеров телефонов. Четыре из них используются постоянно, по одному на члена семьи, а еще два держатся про запас и извлекаются на свет божий, когда в гости приезжают родственники из других стран. Такое вот гостеприимство, оставляющее дополнительное приятное воспоминание у гостей, поскольку тем не нужно тратиться на роуминг, чтобы найти друг друга во время прогулок по земле эстонской.

По словам отца семейства, Филиппа, один из гостевых номеров он года четыре назад купил в обычном торговом центре вместе с разговорной карточкой и дешевеньким мобильным телефоном, которым очень недолго пользовалась его мать. Потом мобильник стали вручать гостям, а года два назад его номер был внесен в семейный пакет.

В последний раз одной из SIM-ок пользовались в конце августа прошлого года во время приезда очередной партии гостей. На новогодние праздники гости ожидались вновь, накануне их приезда Филипп вставил карточку в телефон и ввел ПИН-код. Телефон приветственно прокурлыкал и… завопил на весь дом, оповещая о том, что получено сообщение.

«В эсэмэске, которая не содержала обращение, было написано: «Вы являетесь должником такой-то фирмы инкассо, долг не возвращаете, с этим что-то нужно делать, например, составить график выплат, поэтому позвоните по такому-то номеру». И еще про меры, которые будут применены, если мы что-то не оплатим, – рассказывает Филипп. – По правде говоря, я здорово перенервничал. Точно знаю, что мы никому не должны, никогда с инкассо дела не имели. А нервничать пришлось три дня, потому что эсэмэска пришла 25 декабря, то есть в праздник перед выходными, и до понедельника я не имел возможности выяснить, о какой задолженности идет речь».

Ситуация действительно неприятная: кому понравится в разгар праздников узнать, что у него имеются долги, происхождение которых покрыто мраком, а развеять его невозможно, поскольку гуляете не только вы, но и те, кто пугает вас санкциями… Но праздники кончились, и Филипп дозвонился до инкассо.

Полгода до воскрешения

«Мне ответили, что должником у них числится некий господин с нерусской фамилией. Я объяснил, что у меня фамилия как раз русская, но сообщение получил я. Они извинились, сказали, что ко мне претензий не имеют, а этот номер, видимо, когда-то принадлежал злостному должнику. То есть вся эта нервотрепка образовалась только потому, что четыре года назад я купил в магазине вторично запущенный в обращение номер. Хорошо, что все разрешилось, но праздник нам успели подпортить основательно», – заканчивает рассказ Смирнов.

А нам стало интересно, какими принципами руководствуются операторы мобильной связи, запуская в оборот старые номера? Неужели такой секонд-хенд может попасться любому из нас и каждый рискует оказаться в цепких лапах разных банков, кредитных учреждений, карательных органов и фирм-инкассо и будет вынужден доказывать, что долги, нарушения и штрафы не его, а чьи-то еще?

Руководитель по связям с общественностью Elisa Марика Райски, объяснила, что по закону номера мобильных телефонов раздает Департамент технического надзора Эстонии. Операторы получают их по сериям, а потом они остаются в пользовании предприятия связи: «При желании оператор может отказаться от номеров, и их можно возвратить департаменту».

По словам представителя Elisa, номера в компании освобождаются, если клиент решит расторгнуть имеющийся договор: «После этого номер в течение шести месяцев хранится как забронированный конкретным клиентом, то есть, если он захочет, то в течение полугода может вернуть свой собственный набор цифр. Если же такое желание не возникнет, то номер перейдет в перечень свободных».

На вопрос, может ли клиент запросить историю номера телефона и узнать, сколько у него уже было владельцев, Райски ответила, что в базе свободных номеров не отмечается, новый это номер или освободившийся. При заключении договора клиенту предоставляется возможность выбрать номер из базы, но увидеть, новый он или использованный, сразу невозможно. Между тем клиент имеет право попросить новый номер, и именно такой ему и выдадут.

«Поскольку во вторичное использование попадает лишь незначительный процент номеров, а большей частью они новые, то жалоб поступает очень мало. История, которую вам рассказали, вполне понятна, поскольку в торговых центрах можно купить только разговорные карты, которые чаще всего меняют своих владельцев, поскольку такую карту обычно используют как временное решение», – сказала Райски.

Директор по обслуживанию клиентов Tele2 Сирли Селиов добавила, что мобильные операторы принимают находившиеся ранее в использовании номера согласно действующей регуляции, которая говорит, что номер можно выдавать в новое использование не ранее, чем через шесть месяцев после того, как предыдущий клиент его закрыл: «Эта регуляция действует, как в отношении договорных клиентов, так и в случае разговорной карточки. Количество номеров телефонов ограничено, и операторам нет смысла бесконечно вводить новые номера, которые чаще всего используются в течение ограниченного времени».

Tele2 тоже не завален жалобами людей, у которых возникли проблемы из-за прежнего владельца номера. Но если такое происходит, то фирма, как заверила нас Селиов, делает все для того, чтобы помочь своему клиенту: например, бесплатно меняет номер на другой.

А вот ЕМТ сейчас блокирует номера разговорных карточек на шесть месяцев, а договорные номера – только на два месяца. «В планах на 2016 год унифицировать сроки блокировки и сделать их равными шести месяцам», – сказала руководитель по связям с общественностью Eesti Telekom Ирина Кузина. – Конечно, к нам обращаются люди, которые хотят поменять или закрыть свой номер. В таком случае мы блокируем старый номер на шесть месяцев – в это время никто им не пользуется, возможность зарегистрировать его на другого человека отсутствует. Через полгода этот номер, уже не связанный с предыдущим абонентом, снова поступает в продажу».

И все же операторы не могут полностью избавить нового владельца старого номера от того, что могло быть с ним связано. «У нас нет возможности проверять, где и как предыдущий пользователь регистрировал свой телефон, на какие рекламные рассылки подписывался и так далее. У нас нет юридического права выяснять эту информацию и предоставлять ее третьим лицам», – пояснила Кузина.

Именно поэтому все три оператора предлагают пользоваться одним, общим для всех, правилом: «Если человеку звонят или что-то присылают с номера, который не имеет к нему отношения, в смартфоне можно заблокировать такого абонента». 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх