Кадри Симсон: 2015 vs 2016. Станем ли мы учиться на своих ошибках?

Кадри Симсон
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Кадри Симсон.
Кадри Симсон. Фото: Эрик Прозес

Нынешнее правительство Эстонии, деятельность которого вызывает нескрываемое недовольство по меньшей мере у половины жителей страны, не в состоянии решить проблемы, которые мешают развитию Эстонии, считает председатель Центристской фракции Рийгикогу Кадри Симсон.

Kонец года вынес уничижительную оценку деятельности Таави Рыйваса и возглавляемого им правительства, которому доверяет, согласно исследованию общественного мнения, менее половины жителей Эстонии.

Рейтинг премьер-министра, снова занявшего в марте, после парламентских выборов, этот пост, не дотянул до школьной «троечки», и люди уже поняли, что руководитель правительства уподобился не очень умелому продавцу, замалчивающему проблемы и старающемуся говорить исключительно в черно-белых тонах. А когда дело доходит до принятия важных решений, в прессу ловко вбрасываются сообщения, как премьер встретился с той или иной знаменитостью – и уже вроде и не стоит докучать главе правительства какими-то мелочными проблемами.

Но проблемы никуда не исчезают, и, как видим, принятый в конце года бюджет их не решает. По-прежнему не выдвинуто реальных предложений о приостановке миграции, чтобы люди не покидали Эстонию в поисках менее престижной, но зато лучше оплачиваемой работы. Наоборот, многочисленные решения, продавленные правительством через парламент, усугубляют проблемы.

Например, повышение акциза на бензин и дизельное топливо, запланированное на февраль, тянет за собой повышение цены на топливное масло и другие топливные материалы. При этом правительственная программа советует мириться с ограничениями.

Нынешняя административная реформа заставляет волости объединяться. В уездах и так наблюдается медленное, но верное «усыхание» местной жизни, а объединение даст законную основу для закрытия почтовых контор, поскольку законом предусмотрено в каждом самоуправлении лишь одно почтовое учреждение. Государственная модель финансирования вынудит объединившиеся волости закрывать маленькие школы.

В больших волостях увеличится расстояние между домом, работай, школой, ослабеют центры и уменьшится количество рабочих мест. Следствием «укрупнения» будет рост расходов жителей, при этом жизнь вне крупных центров отнюдь не станет легче.

Под маркой государственной реформы сейчас идут сокращения, в ходе которых в наступившем году планируется ликвидировать 750 рабочих мест в пуб-личном секторе. И речь идет отнюдь не о министерских чиновниках. Министр государственного управления Арто Аас пошел по весьма скользкому пути – разнарядки на сокращения спускаются уже больницам и школам.

Наиболее знаковыми, несомненно, являются примеры Северо-Эстонской региональной больницы и Клиники ТУ, которые получили приказ сократить в общей сложности 165 работников. Но население стареет, и нужда во врачебной помощи в последующие годы только увеличится. Однако государственная политика экономии с этим считаться не намерена.

У старения населения несколько причин, начиная от эмиграции молодежи и заканчивая реформистской политикой в области рождаемости. Эстония не будет обладать достаточным количеством рабочих рук, необходимых для содержания стареющего населения. Правительство, видимо, уверено, что пустующие места на рынке труда заполнят уволенные из публичного сектора работники, туда же надеются направить людей с ограниченными возможностями, которых под вывеской реформ хотят вытолкнуть на рынок труда. Именно им в первую очередь придется нелегко в наступившем году, поскольку по-прежнему остается непродуманным вопрос, каким образом стимулировать работодателей брать на работу инвалидов.

Также мы видим, как из прошлого года плавно перетекли в год нынешний проблемы работников сельского хозяйства. В конце минувшего года Евросоюз продлил санкции против России до 31 июля 2016 года. Это решение напрямую касается нашего мясо-молочного производства, которое уже в прошлом году работало себе в минус. В нынешнем году в госбюджете на поддержку сельхозпроизводителей не запланировано ни цента. Правительство этого не признает, поскольку пришедшая из ЕС внеочередная помощь в связи с эпидемией свиной чумы позволила создать иллюзию понимания проблемы.

Однако ситуация у эстонских сельхозпроизводителей много хуже, чем у их южных коллег, которых свои правительства поддержали и из госбюджета. Но прекращение производства означает потерю рабочих мест как раз в регионах. О каком государственном мышлении может идти речь при таком управлении?

В прошлом году очень странно повели себя социал-демократы, с которыми мы до последней минуты связывали надежду на включение сельхоздотации в бюджет. Летом, вернувшись к коалиционному договору, соцдемы подняли на щит обеспечение необходимой доходной базы местным самоуправлениям, незначительное повышение заработной платы учителям школ и педагогам детских садов и выплату переходного пособия сельхозпроизводителям по крайней мере в половинном объеме.

Со всеми этими предложениями можно согласиться. Но случилось так, как уже было в «тройственном союзе» – идеи соцдемов хороши лишь до голосования, на деле же они поддерживают правые решения, сдавая свои социальные позиции. Ну что ж, во имя сохранения коалиции соцдемы уже привыкли уступать.

В нынешнем году одна из важнейших задач, стоящих перед страной, – это дать новый толчок экономическому росту. Эксперт по экономике Хейдо Витсур прав, когда говорит, что эстонская экономическая политика была слишком пассивной и придавленной излишней стабильностью. Государство не осмеливалось делать больших инвестиций и старалось увернуться от налоговой реформы.

Решения, которые работали в Эстонии до сих пор, не поведут нас дальше, не выведут из ситуации, когда Европа занимается массовым печатанием денег. Да и среди Скандинавских стран по показателям экономического роста мы отстаем настолько, что догнать уже и не мечтаем. И чем бессильнее и беднее на идеи правительство, тем больше недовольство в обществе.

Но это недовольство не изменит в ближайшие три года состав Рийгикогу и не создаст новой правительственной коалиции. Однако можно предположить, что в августе парламенту не удастся выбрать нового президента, а коллегия выборщиков, в которой перевешивает представительство волостей, выберет на этот пост человека, для которого будет важна судьба всей Эстонии. А новый президент может стать и более мощным вдохновителем для правительства.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх