Марианна Каат — одна из немногих местных кинодокументалистов, последовательно черпающих материал для своих фильмов за границей.
От славы Донбасса остались одни копанки
Остается только сожалеть о том, что ее предыдущий фильм «Фантомы Мариинки», в котором были представлены портреты пяти петербургских балетоманов, тотально (именно это слово наиболее уместно!) озабоченных кризисом русского балета, не был достойно отмечен на международном уровне.
Новый фильм Марианны Каат «Auk nr 8»/
«Копанка номер 8» (название этого фильма в местной прессе переводят как «Дыра номер 8», но этот вариант точнее, поскольку нелегальные шахты в Донбассе называются «копанками». — Ред.), премьера которого состоится сегодня, переносит зрителей в Восточную Украину, в донбасский городок Снежное, жители которого, включая несовершеннолетних мальчишек, чтобы выжить, вынуждены добывать уголь нелегально.
«Я помню из детства, как по телевизору показывали всевозможные ура-патриотические фильмы и передачи о шахтерах Донбасса — элите рабочего класса! Когда я прочитала о том, что там сейчас творится — шахты закрываются одна за другой, люди остаются без работы и сами начинают копать уголь, то вспомнила об этом», — сказала режиссер, объясняя, как родилась идея снять фильм.
Украина не поддержала
В Снежное съемочная группа отправилась при содействии украинского сопродюсера, с которым сняла совместный украинско-эстонский детский фильм «Прикольная сказка». На этот раз в роли продюсера выступила сама Каат.
Украинское государство не поддержало съемки фильма ни единой гривной, эту тему, как сказала Каат, стараются не затрагивать. Более того, как посетовала украинский сопродюсер, она не может получить деньги для своего следующего фильма.
Фильм, съемки которого заняли полтора года, посвящен даже не столько нелегальной добыче угля — во всяком случае, закулисья этого «бизнеса» авторы не касаются, а трем детям — двум сестрам и их 15-летнему брату Юре, которые остались без родительской опеки и живут, вернее выживают, самостоятельно. Их судьба никого не волнует, обществу нет дела до детей, отец которых умер, мать спилась, все заняты только своими делами и заботами.
«Во время съемок я поняла, что вопрос не в том, что дети трудятся в копанках, а в том, что никто ими не занимается, они выживают самостоятельно. И вопрос тут не в Украине — подобная история может произойти где угодно. Просто вся эта нелегальная добыча угля является фоном для одной большой проблемы», — поясняет Каат.
Дома снимать легче
Фильм «Auk nr 8» является интересным примером документалистики, которая влияет на судьбу героев. В конце фильма Юра оказывается в интернате, а его маленькая сестра — в детдоме.
«Это случилось не потому, что общество вдруг озаботилось судьбой детей, а потому, что власти узнали о снимающемся фильме и были вынуждены отреагировать», — сказала Марианна Каат, до сих поддерживающая связь с этими детьми. Каат подчеркивает, что вовсе не собиралась вступать на путь социального порно.
«Могу сказать со всей определенностью, что меня это не интересует. Я хочу снимать такие фильмы, которые вселяют надежду и в героев, и в создателей, и в зрителей. Главное — непременно найти что-то доброе и положительное. Уверена, что в жизни наших героев все будет хорошо», — сказала она.
На вопрос, не хочет ли она снять следующий фильм в Эстонии, Марианна Каат ответила: «Если я отыщу такую историю, в которой заключен международный потенциал, то, конечно, сниму. На родине все же дешевле и легче снимать кинокартины, чем за границей».
Премьера фильма «Auk nr 8» состоится сегодня в 20 часов в мультиплексе Solaris.
Фильм
«Auk nr 8»/«Копанка номер 8»
Документальный фильм
Эстония-Украина, 2010
Режиссер: Марианна Каат