Тридцать шесть картей четырех мастей

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Марианна Тарасенко.
Марианна Тарасенко. Фото: RAIGO PAJULA/PM/SCANPIX BALTICS

Особенностью так называемой русской карты является то, что обычно она извлекается из партийных рукавов исключительно перед выборами, но и тогда от нее зависит не слишком много. Хотя бывают ситуации, при которых это немногое на что-то да влияет.  

Поэтому русскую карту в Эстонии – так или иначе – не разыгрывали только политики-новички, зато многие бывалые построили на ней карьеру. Вот и перед последними парламентскими выборами русскими вдруг озаботилась партия IRL. Причем ухитрилась выдвинуть такого русского кандидата, который прошел в Рийгикогу.

Когда шестерка бьет туза

В то, что Виктория Ладынская станет депутатом, верили немногие: выдвигаться от партии, которую подавляющее количество неэстонцев считает националистической, для русского кандидата – дело заведомо провальное. Будет ли национально ориентированный электорат голосовать за неэстонку? Конечно, нет! Поддержат ли «предательницу» «пострадавшие от IRL инородцы»? Тоже нет.

А в итоге Ладынская сидит в Рийгикогу, но сидит не сложа руки. В частности, ищет финансирование для обучения эстонскому многострадальных нарвских таксистов и вообще задает неудобные вопросы – а что это у нас такое происходит с интеграцией, которая столько лет осуществляется, но все никак не может осуществиться, и почему до сих пор не все у нас выучили эстонский? И предлагает свое решение этих вопросов.

И речь сейчас не о том, хорошо ли это решение, а в том, что Ладынская посягнула на священную корову центристов, для которых русская карта – не шестерка, а серьезный козырь, особенно на муниципальных выборах в столице. Естественно, на Викторию «накричали», и это только цветочки – будут и ягодки. С русскими, и даже небезуспешно, в свое время заигрывали реформисты (кончилось это фиаско), с ними же пытались подружиться соцдемы (кончилось обидкой), а что касается IRL, то в свое время на русских косила лиловым глазом ее составная часть – ResPubliсa (кончилось слиянием с Союзом Отечества). В итоге все остались при своих в обоих смыслах этого слова.

На чем зиждется нерушимый союз центристов и русских? По утверждению центристов, на том, что они – единственная партия, которая окучивает русского избирателя не от случая к случаю, а планомерно и целенаправленно, на том и стоит. А с точки зрения немалой части русского электората, центристы – единственные, кто «русских любит», а все остальные – националисты или приспособленцы.

Особенности колоды

Но националисты и их антиподы есть в любой партии, другое дело, на что ставит партия как организм, на каких чувствах и предпочтениях избирателя играет. И любой вменяемый современный местный политик прекрасно понимает, что и когда провозглашать для его партии выгодно. При этом, как он там думает наедине с собой, дело даже не десятое, а двадцать пятое. Политики же невменяемые, то есть пассионарии, умеющие идти не в ногу со всеми, для наших широт редкость, век их недолог, а участь незавидна.

При этом необходимо учесть, что в любой стране любая партия, позиционирующая себя или заклейменная как «национальная» или «патриотическая», отнюдь неоднородна по составу. Как правило, в такой партии есть и патриоты, и националисты, и умеренные, и люди случайные, которых туда волной занесло. И в то время как одни искренне радеют за отечество и его успехи, другие бубнят о чистоте крови, третьи носятся, как с писаной торбой, с языком, а четвертые держат нос по ветру.

Мне, например, доводилось общаться – и по службе, и просто так – с весьма приличными людьми из партий, которые традиционно служат для русского избирателя пугалом, и с совсем неприличными из тех, что «за нас заступаются». Бывало и наоборот. Принадлежность к определенной партии – не маркер и не клеймо, равно как и порядочность – не залог профессионализма. Поэтому я предпочитаю все равно какой политической ориентации прагматиков, с мозгами, расположенными в голове, и руками, растущими оттуда, откуда надлежит.

Пасьянс «Клондайк»

Естественно, у общественности возник вопрос, является ли позиция, занятая Ладынской, чистой воды самодеятельностью или это некий партийный заказ, то есть попытка IRL повернуться к русским – пусть не лицом, но хотя бы медальным профилем. Сейчас положение партии незавидно: спереди застава (реформисты и соцдемы), сзади западня (центристы), а EKRE и Свободная партия буквально режут подметки на ходу.

И остается два выхода – поправеть так, как нахальным новичкам и не снилось (что весьма затруднительно, поскольку сны последних ярки и фантасмагоричны), или поискать под солнцем какое-то другое место. Думаю, мы имеем дело как минимум с разведкой и как максимум – с попыткой выработать новую стратегию. Но как бы там ни было, конечно же, не все члены IRL и им сочувствующие придут от перемен в восторг.

А смогут ли компенсировать эту потерю те, кому новое лицо IRL придется по вкусу? Шансы есть, но только в том случае, если партия захочет и сумеет объединить под своими знаменами «защитников традиционных ценностей и интересов всех народов, исторически проживающих на территории Эстонии».  Другой вариант спасения для IRL – длинная и многоходовая интрига, в результате которой коалиция рассорится, а конкуренты-новички будут скомпрометированы и посрамлены. 

И последнее, об интеграции и государственном языке, которые нам никак не даются. В связи с этим вспомнился анекдот советских времен – о мужике, сидящем на Останкинской башне и наблюдающем восход коммунизма, который узнал, что его коллега на Эйфелевой башне, наблюдающий за закатом капитализма, получает на порядок больше. Возмущенного успокоили: зато у него работа временная, а у тебя – постоянная.

Так вот, до тех пор, пока основой внутренней государственной политики Эстонии будет являться финансирование кормушки для странно интегрирующих, плохо обучающих и хорошо инспектирующих, которые только и умеют, что составлять проекты, отчеты и предписания, заря интеграции не взойдет никогда. И эра эстонского языка не наступит.  

Комментарии
Copy
Наверх