Долговая яма не бездонна

Ирина Каблукова
, irina.kablukova@dzd.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Даже, если заключенный сможет получить в тюрьме работу, из его зарплаты будут удерживать 70 процентов на погашение долгов и пособие.
Даже, если заключенный сможет получить в тюрьме работу, из его зарплаты будут удерживать 70 процентов на погашение долгов и пособие. Фото: Тоомас Хуйк
  • У заключенных и бывших заключенных остаются долги перед государством
  • Тридцать процентов от своих денег заключенный может потратить внутри тюрьмы
  • Из его зарплаты будут удерживать 70% на погашение долгов и пособие

Точной суммы, определенной судами, которую заключенные задолжали государству, не знает никто.

В редакцию «ДД» часто обращаются бывшие или нынешние заключенные, которые просят о помощи. Чаще всего их душераздирающие рассказы связаны с несправедливостью со стороны тюремной администрации: «Они запретили мне свидания на то время, пока я находился в карцере» или «А к врачу-специалисту на обследование меня отвезли только через две недели». Но очень редко отбывающие наказание соглашаются рассказать о том, за что, собственно, они оказались за решеткой, а те, кто рассказывает, как правило, уверяют, что были подставлены и обвинены облыжно.

Штрафы и кубышки

Не на каждый сигнал мы считаем нужным реагировать, однако некоторые обращения все же заслуживают внимания. На этот раз с похожими проблемами обратились сразу двое: заключенный и бывший заключенный. Помочь ни тому ни другому мы ничем не можем, но тема заслуживает внимания.

Заключенный рассказал о том, что по прибытии в тюрьму был отправлен мыть тюремные коридоры. А мы живем в демократической стране, где любой труд, в том числе и лишенного свободы, должен быть оплачен. Именно поэтому ему положили зарплату: 0,18 цента за один коридор с гарантированным доходом в виде… 10 евро в месяц. Однако и этих десяти евро он получить не может, поскольку 70 процентов от суммы удерживается тюремной администрацией в счет погашения назначенных ему вместе с приговором денежных взысканий (50%) плюс «кубышка» на тот белый день, когда его отпустят на свободу (20%).

А бывший заключенный поведал о своих мытарствах после освобождения. Из тюрьмы, где он отбывал срок за разбойное нападение, он вышел уже больше десяти лет назад. Вместе с приговором ему были назначены различные штрафы и взыскания, а еще гражданские иски от потерпевших. И вот на его голову свалились работники инкассо-фирмы, которые требуют возмещения старых долгов вместе с процентами, растущими день ото дня.

Трудно вспомнить хотя бы один приговор по уголовному делу, где в перечне налагаемых наказаний не имелся бы целый список денежных взысканий, которые налагались на осужденного. Это оплата проведенных экспертиз во время следствия, судебные издержки, так называемые принудительные взыскания, а также гражданские иски пострадавших. Чаще всего речь идет о суммах в сотни и тысячи евро.

Среди современных эстонских сидельцев трудно встретить людей, обладающих приличным состоянием: богатых обходит не только сума, но и тюрьма. Во всяком случае, до сих пор обходила или цепляла максимум на несколько месяцев. Основной же ее контингент – это люди без работы, имущества, денег и связей.

Во время отбытия срока заключения, каждый имеет гипотетическую возможность устроиться на работу, за которую даже будут что-то платить. Какие-то суммы могут переводить с воли близкие, если таковые имеются. Осужденные находятся на гособеспечении, во всяком случае, питание и койка гарантированы каждому. Но долги-то остаются: и перед государством, и перед потерпевшими. Кого-то после освобождения будут разыскивать и терзать фирмы-инкассо, государство же обратиться к коллекторам не может. А что в такой ситуации происходит? Долги списываются? С этими вопросами мы обратились в Министерство юстиции.

Три пишем, семь в уме

Пресс-секретарь Минюста Мария-Элиза Туулик разъяснила порядок оборота денег заключенного. На имя каждого заключенного открывается свой, назовем его так, счет, куда поступают все деньги, которые он смог заработать сам или которые ему перевели с воли (живое обращение денежных средств в тюрьмах запрещено). Половина каждого поступающего на счет евро удерживается для погашения долгов, а еще 20 процентов – вклад в пособие, которое заключенный получит в день выхода на свободу. Оставшиеся 30 процентов заключенный может использовать внутри тюрьмы: как правило, делая заказы в тюремном магазине.

«Согласно  статье 31 Закона об исполнительном производстве, каждый месяц тюрьма переводит часть заработанных или иным образом полученных заключенным денег на служебный счет судебного исполнителя, который получил его дело для исполнения. На основании полученных от заключенного сумм судебный исполнитель составляет расчет и отправляет суммы востребователям долга», – объяснила Туулик.

Заключенные, у которых денежных взысканий нет или они незначительны, тоже встречаются, однако и они не получают 70 процентов от поступающей на их счет суммы, поскольку на накопление «выходного пособия» направляются все эти проценты. Сколько можно накопить? Государство определило эту сумму так: три минимальных оклада, размер которого определяет правительство республики. Накопил – гуляй в тюрьме на все деньги. Но если заключенный выразит такое желание, он может копить на светлое будущее и дальше или распорядиться, чтобы заработанные или полученные им евро переводились на какой-либо банковский счет – хоть свой личный, хоть члена семьи, хоть иждивенца. Ситуация, прямо скажем, сказочная, но она предусмотрена и законами отрегулирована.

Отсидеть или отработать

И все же трудно представить суммы, которые нужно зарабатывать или переводить заключенному, чтобы он успел за срок отсидки накопить на погашение долгов. Поэтому многие выходят на свободу и…

Тут возникает интересная ситуация. В обычной жизни срок истребования долгов, когда в дело еще может вмешаться суд и обязать должника платить, ограничивается тремя годами. После работать могут только инкассо с тем набором средств, которые оговорены законами. Но сроки заключения могут составлять и больше спасительного трехлетнего периода, и что тогда?

Во-первых, все эти долги назначаются обязательными для выплаты самим судом, то есть решение уже имеет законную силу. А во-вторых, как говорит Туулик, денежные наказания, которые находящийся в тюрьме человек получил до того, как там оказался, по закону имеют иные сроки давности. Прежде всего, нужно знать, что на то время, которое осужденный проводит за решеткой, исчисление срока давности останавливается. Часики вновь начнут тикать в тот день, когда тюремный двор станет воспоминанием.

Как уже было сказано, востребованием назначенных государством долгов занимается судебный исполнитель, который имеет намного больше полномочий и возможностей. В том, что касается сроков, то их законодатель определил так: судебный исполнитель может заниматься делом в течение трех лет с момента поступления дела к нему в руки (напомним, в тюрьме это время останавливается), но не больше семи лет с момента вынесения судебного решения.

Если к указанному сроку сумма, назначенная в виде наказания, не будет выплачена, а у должника нет имущества, которое можно было бы изъять в счет погашения долга, судебный исполнитель должен оповестить востребователя долга (в случае денежного наказания – это Государственный центр опорных услуг) о невозможности исполнить данное требование. И тогда, если нет обстоятельств, исключающих замену наказания, то востребователь долга может обратиться в уездный суд с требованием заменить должнику денежное наказание на тюремное заключение. О подаче такого заявления востребователь оповещает и должника, и судебного исполнителя.

Далее суд принимает одно из двух решений: или назначает тюремный срок, который заменяет денежный долг, или, если должник согласен, отправляет его на общественно-полезные работы. Судебный исполнитель прекращает свое производство, должник сидит или работает, после чего долг считается полностью погашенным.

Но возможен и другой вариант: о должнике все забыли и сроки вышли. Тогда судебному исполнителю не останется ничего другого, как вынести постановление о прекращении производства без обязанности платить, сидеть или работать. И хоть на это не стоит рассчитывать, такое возможно. Хотя бы потому, что в ответ на просьбу предоставить нам статистику о том, сколько заключенных смогли погасить свои долги перед государством пока сидели в тюрьме и сколько всего заключенные должны государству, в Министерстве юстиции нам сказали, что они такую информацию не собирают. Собирает ли кто-то другой – не уточнили.

Комментарии
Copy
Наверх