Исследователи рассказали, почему люди победили неандертальцев

Неандертальцы. Снимок иллюстративный.
Неандертальцы. Снимок иллюстративный. Фото: Wikipedia.org

Исследователи рассказали о том, почему современные люди победили неандертальцев. Было названо главное конкурентное преимущество Homo sapiens перед более многочисленными конкурентами, сообщает Naked Science.

Свои выводы исследователи опубликовали в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences. Биолог Маркус Фельдман и его коллеги проверили тезис о превосходстве современных людей. Они создали специальную модель, которая учитывала межвидовую конкуренцию. Модель анализировала различия в культурном развитии.

Как оказалось, культурное превосходство давало даже небольшой популяции кроманьонцев огромное преимущество перед неандертальцами. Оно позволяло более эффективно вытеснять конкурентов. Среди главных преимуществ людей современного типа – орудия труда, одежда и эффективная организация общины. При этом численность популяции кроманьонцев непрерывно росла, а прогресс со временем лишь усилился. У неандертальцев, конечно, были и свои достижения, но они не шли ни в какое сравнение с культурой кроманьонцев. Тезисы исследователей строились на модели Лотки – Вольтерра: модели межвидовой конкуренции, которая, в частности, используется для рассмотрения системы взаимоотношений типа «хищник – жертва», «паразит – хозяин».

Считается, что последние неандертальцы жили примерно 25–30 тыс. лет назад. Это был период жесточайшей конкуренции между ними и кроманьонцами за еду и другие ресурсы. Между тем теория межвидовой конкуренции далеко не единственная, если говорить о причинах вымирания неандертальцев.

Среди основных версий исчезновения Homo neanderthalensis также рассматриваются изменения климата и болезни, занесенные с Африки. Еще одна теория гласит, что неандертальцы не были уничтожены, а эволюционировали в европеоидов. Впрочем, серьезных доказательств у этой теории нет.

Известно, что под конец своего существования неандертальцы жили на пределе физических возможностей организма. В частности, у детей наблюдалось преждевременное старение скелетной системы, которое было вызвано тяжелейшими физическими нагрузками, нехарактерными для более ранних представителей вида.

В пользу того, что неандертальцы были вытеснены людьми современного типа, говорит еще одно исследование, проведенное антропологом из США Пэт Шипмен. Теория гласит, что главной причиной исчезновения неандертальцев стало одомашнивание кроманьонцами волков: это позволило им более эффективно охотиться и занять господствующее положение в межвидовой борьбе. Впрочем, эту теорию разделяют далеко не все ученые.