Ахто Лобьякас: председательство в ЕС как песнь сирены

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Pm

Мысль совместить председательство в Европейском союзе со 100-летней годовщиной Эстонской Республики, которую мы будем отмечать в 2018 году, была плохой идеей, полагает колумнист.

Ахто Лобьякас.

Экзамен на всеевропейскую административную состоятельность осложнен грузом нереальных ожиданий, что открывает для политиков широкое поле деятельности. Сийм Каллас уже дал старт политическим играм, и, можно предположить, что игры эти будут продолжаться не только до тех пор, пока Эстония не займет пост председателя ЕС, но и после того, как она уступит это место Болгарии.

Между тем, никто не заставлял Эстонию совмещать празднование юбилея республики с председательством в Евросоюзе. Литва, например, была государством-председателем ЕС в 2013-м, Латвия – в 2015 году. Понятно, что литовским и латвийским чиновникам пришлось позаботиться о том, чтобы достойно представить свои страны, но они потратили на это явно меньше усилий и времени, чем предстоит потратить нашим чиновникам. Эстония, говоря шахматным языком, взяла казавшуюся ей привлекательной фигуру, не понимая, чем обернется этот ход.

Годовщина ЭР портит игру по двум причинам: во-первых, политикам будет трудно избежать экспоненциально растущего искушения извлечь символическую выгоду из председательства в ЕС, во-вторых, она будет ставить палки в колеса ведомствам, которым придется заниматься реальной работой.

Представление о том, что за шесть месяцев своего председательства в ЕС Эстония должна придумать нечто новое, иначе, мол, она упус-тит уникальный исторический шанс, является самой элементарной ловушкой для эгоиста, какую только можно себе представить.

Как правильно заметил в газете Eesti Päevaleht директор Гос-канцелярии по делам ЕС Клен Яэратс, использовать председательство для продвижения своих национальных интересов – это моветон. По той простой причине, что для такой небольшой страны, как Эстония, единство ЕС имеет первостепенное значение, а игра по правилам является частью нашей с трудом завоеванной репутации. И тот, кто действует по собственному усмотрению, может больше потерять, чем обрести, особенно, если его «великая идея» сводится к тому, чтобы полностью отменить подоходный налог с предприятий.

Германия и Франция в прямом смысле слова живьем нас съедят. Тем самым Эстония не просто продемонстрирует, что не понимает принципы ЕС, но привлечет внимание к вопросу, заранее зная, что он никогда не пройдет. И это притом, что мы не один год отстаивали позицию, что прямые налоги не дело ЕС, и желательно унифицировать налоговую базу таким образом, чтобы (якобы) низкие налоги в Эстонии были очевидны и давали стране конкурентное преимущество.

Естественно, такая постановка вопроса не нравится Берлину и Парижу. Сийм Каллас, десять лет занимающий посты в Еврокомиссии, наверняка прекрасно об этом знает. Его налоговая идея отражает его изменившиеся политические горизонты. Еще в 2013 году, будучи еврокомиссаром по транспорту, Сийм Каллас заявил, что в 2018 году Эстония должна инициировать великую идею – предложить новый базовый договор ЕС вместо вступившего в силу в 2009 году Лиссабонского договора.

Вместо политика, демонстрировавшего провокационное отношение к Европе, мы видим провокационного либерального политика. Волей-неволей Сийм Каллас радеет за либерализм, который в настоящий момент и в обозримом будущем менее всего будет выражать общие интересы ЕС. Его цель – сегодняшняя Партия реформ, однако Таави Рыйвас, и без того имеющий смутное представление об истинном положении дел, может получить неверный посыл и воспылать желанием сотворить нечто еще более худшее. Крайними окажутся чиновники, которые обязаны заботиться о преемственности эстонской политики, о том, чтобы ее можно было реализовать, и чтобы она была понятна Европе.

Годовщина республики в разы повышает символические ставки и амбиции. Прямая выгода от председательства в Евросоюзе светит только узкому и элитарному кругу политиков и чиновников и журналистам, которым предстоит общаться с нами. Амбиции не должны стать сияющим гвоздем, забитым в гроб этой возможности.

Комментарии
Copy
Наверх