Многоликий остров

Вера Копти
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Парадная часть Сёдера. Так он выглядит со стороны Гамла Стана.
Парадная часть Сёдера. Так он выглядит со стороны Гамла Стана. Фото: Вера Копти

Сёдермальм – один из четырнадцати островов, на которых стоит Стокгольм. И уж поверьте, он стόит того, чтобы рассказать подробнее о его горбатых улочках и странных обитателях. 

Как следует из названия (söder в переводе на русский – «южный»), этот остров находится в южной части шведской столицы, как раз напротив Гамла Стана (Старого города) и Кунгсхольмена (Королевского острова): того, где расположена Ратуша.

Драгоценные выселки

Добраться до Сёдера, как фамильярно называют его стокгольмцы, можно на метро, до станции Slussen (Шлюзовой). Сейчас, правда, на огромной транспортной развязке, соединяющей станцию метро с пригородными поездами и автобусным терминалом, началась грандиозная реконструкция, которую планировали уже много лет. Это, конечно, несколько портит вид, но все сокровища Сёдера спрятаны высоко на крутой скале и никакой ремонт им не помеха.

На Сёдермальме есть деревянные домики и дворянские усадьбы, здания в стиле модерн и стеклянные высотки, огромные торговые центры и крошечные лавочки, набитые всякой всячиной... Основное население острова составляют студенты, художники, программисты, рекламщики, другие представители богемы, симпатичные пенсионеры и колоритнейшие фрики. Они по полному праву смотрят на остальных стокгольмцев свысока: Сёдер географически находится выше других частей города.

Попасть на черную громадину, которая неизвестно почему называется... Белыми горами (Vita Bergen), можно несколькими способами: подняться на скоростном платном лифте, забраться пешком по лестнице, чем-то похожей на нашу лестницу Паткуля, или же, обогнув здание Городского музея, подняться по умеренно крутой улице Йотгатан – одной из главных улиц Сёдера, только имейте в виду, что пишется это название, как Götgatan. Таков шведский язык, привыкайте

Говорят, что именно сюда в XVI веке король Густав Ваза изгнал из Старого города простонародье: деревянный в то время Гамла Стан был перенаселен, что могло привести к опустошительному пожару. Так средневековые работяги оказались на выселках. Между прочим, деревянные дома трехсотлетней давности сохранились на Сёдере в целости и сохранности! Они – достояние Швеции, королевские чиновники из ведомства по охране памятников старины пекутся о них, как о родных: домики запрещено перестраивать и модернизировать. В них до сих пор нет центрального водоснабжения и канализации, а во дворе – будочки «типа сортир». Тем не менее, жить в них – престижно и стоят они бешеных денег.

Эти старинные кварталы находятся по левую руку от Йотгатан, неподалеку от двух церквей – мрачноватой Софии и бело-золотой Катарины. Там сбились в кучки ярко-красные и нежно-желтые ушедшие в землю или, наоборот, взгромоздившиеся на скалистые утесы домики, и называются эти улицы особенно: например, есть там улица палача Микаэля (Mäster Mikaels gata) или лестница Последнего гроша (Sista styverns trappor), названная так в честь кабачка для моряков, который находился под горой в восточной части острова и где славные морские волки пропивали все заработанные в плаванье деньги, чтобы вновь уйти в море.

Богема в действии

В 70-х годах прошлого века на острове появилась молодежь: художники, музыканты, дизайнеры. В первых этажах открылись небольшие галереи, магазинчики, в которых длинноволосые парни и бритые наголо девицы продавали старые пластинки и книги, торговали винтажной одеждой и самодельной бижутерией.

Здесь куча пошивочных мастерских, дешевых забегаловок с китайской и арабской кухней, духовитых пекарен, и даже в сетевых магазинах Lindex и H&M ассортимент несколько иной, чем в других частях города. Если вы увидели на какой-то двери бумажку с наспех написанным словом «loppis» и стрелку, указывающую на вход в подвал, поспешите туда: в подвальных помещениях расположены блошиные рыночки, где за сущие гроши можно купить удивительные фарфоровые статуэтки, керамику, неплохие миниатюрные акварели в красивых рамках.

Бесцельно бродя по Сёдеру, то и дело натыкаешься на самую пеструю публику: вот байкеры в коже и металле за кружками пива в уличной кафешке, вот местные безобидные, но очень колоритные пьяницы торопятся в алкомагазин, пока он не закрылся, а в Швеции это происходит рано. Студенты-ботаники роются в развалах книжных магазинов. Бабули лет восьмидесяти с розовыми волосами и в мини-юбках выгуливают таких же голенастых, как они, собачонок. Девушки азиатского или африканского происхождение катят перед собой инвалидные коляски: это социальные работники вывезли на прогулку своих подопечных.

Нечаянно оказавшиеся в глубине Сёдера туристы, нервно хихикая, пялятся на чинно пьющих кофе с плюшками трансвеститов. Писатель Стиг Ларссон не случайно поселил героя своей детективной трилогии «Миллениум» в недрах Сёдера. Наивысшей концентрации столичная богема достигает в SoFo.

У подножия Софии

SoFo – это местный вызов обоим Сохо, нью-йоркскому и лондонскому, сокращение от Söder om Folkungagatan: южнее улицы Фолькунгагатан, что указывает на точное картографическое расположение района. Каламбур придумали в 2003 году лидеры творческих молодежных движений чисто в рекламных целях. Название прижилось и даже стало зарегистрированной торговой маркой.

Местом для проведения ярких и необычных общественных мероприятий Сёдера служит Новая площадь (Nytorget). Чтобы ее найти, ориентируйтесь на церковь Софии из темно-коричневого кирпича с пирамидальным куполом, ее хорошо видно издали.

Если вдруг вы окажетесь в Стокгольме в последний четверг месяца, да еще и не будете торопиться на паром, а планируете ночевать в гостинице, то вам прямая дорога на SoFo Night: все бутики и галереи работают до девяти вечера, в барах первый напиток предлагают бесплатно. Сюда стекаются толпы молодежи, и, понятное дело, всеобщее гулянье продолжается далеко за полночь.

В SoFo наибольшая концентрация кафе, баров и ночных клубов в Стокгольме. И нравы здесь свободнее, и цены ниже. Но второй Христианией Сёдер все-таки не стал. И это хорошо.

Мне сверху видно всё

Еще одна чудесная особенность Сёдера: его можно обойти по периметру. Везде проложены огороженные и снабженные в опасных местах перилами дорожки. Самая известная – тропинка-улица Монтелиусвэген (Monteliusvägen), вьющаяся по краю обрыва. С обзорных площадок открываются открыточные виды, и если вы не замирали там от сладкого восторга, прильнув к видоискателю фотоаппарата, значит, вы не бывали в Стокгольме! Как вести себя на Сёдере: расслабьтесь, не рассматривайте в упор фриков, зато заглядывайте в каждую открытую дверь и ничему не удивляйтесь!

По узкой Йотгатан мы уже бродили, заглянем напоследок в самую импозантную часть Сёдера – на Хорнсгатан (Hornsgatan), проезжая часть которой местами метров на пять ниже тротуара. Тут скопище более дорогих и более традиционных, чем в SoFo, картинных галерей, ювелирных ателье и антикварных магазинов. Тут самая крутая улица не только острова, но и всего города – Брэннчюркагатан (Brännkyrkagatan, улица Сгоревшей Церкви), крутая не в переносном смысле слова, а в самом что ни на есть буквальном – с уклоном под углом 21°. В начале прошлого века здесь проверяли тормоза автомобилей и сдавали экзамены по вождению.

Открывать для себя этот удивительный район моего любимого Стокгольма можно всю жизнь. Я делаю это десять лет и все еще не знаю Сёдер до конца, хотя надеюсь, что понимаю его. Сёдер бесконечен. И кажется, что это он изучает тебя и, если ты ему понравишься, он откроет тебе свои тайные тропы. 

Комментарии
Copy
Наверх