Неизвестные вещества чуть не попали в спортзалы

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
По мнению Кристьяна Порта (справа), любители накачанных мышц зачастую даже не интересуются тем, что они на самом деле употребляют, тем самым поддерживая спрос на сомнительные препараты. По словам Рауля Коппельмаа, перевозчиков допинга, пользующихся для собственного обогащения столь легкомысленным отношением потребителей подобного товара, может ожидать три года тюремного заключения.
По мнению Кристьяна Порта (справа), любители накачанных мышц зачастую даже не интересуются тем, что они на самом деле употребляют, тем самым поддерживая спрос на сомнительные препараты. По словам Рауля Коппельмаа, перевозчиков допинга, пользующихся для собственного обогащения столь легкомысленным отношением потребителей подобного товара, может ожидать три года тюремного заключения. Фото: Сандер Ильвест

Тренажерные залы живут двойной жизнью. Десятки мужчин и женщин ради красивого тела не щадя себя проливают пот, накачивая рельефные мышцы на тренажерах.

 Любуясь собою в зеркало, время от времени они прихлебывают из бутылочек белковые смеси, которые должны сделать их еще неотразимее. И никто не обращает внимания на то, что некоторые из этих людей в надежде добиться еще большей эффективности своих тренировок не пренебрегают и веществами неизвестного происхождения.

Каким образом сомнительные таблетки и ампулы попадают в тренажерные залы? Сложно сказать. Международный опыт свидетельствует о том, что те, кто попался на перевозке «химии», не стремятся сотрудничать с властями. Почему? Потому что к обороту допинга причастна организованная преступность, а ее боятся больше, чем государство.

Многие годы мы были уверены, что эстонские спортсмены не употребляют допинг, однако громкие случаи последних лет, ставшие достоянием общественности, поколебали эту веру. При этом полиция или таможня редко ловят с поличным людей, пытающихся провезти сомнительные вещества.

По словам руководителя наркологической службы Налогово-таможенного департамента Рауля Коппельмаа, за последние несколько лет были раскрыты лишь единичные случаи перевозки допинг-веществ.

Самый большой груз был задержан в июне прошлого года: некий мужчина пытался провезти в Финляндию большое количество спрятанных в автомобиле препаратов – 9540 ампул, 100 бутылок и 1400 таблеток. Поскольку груз в место назначения доставить не удалось, родственник этого человека предпринял в конце июня прошлого года вторую попытку переправить допинг в Финляндию: на этот раз груз был спрятан между ящиками с алкоголем. Таможенники изъяли 1009 бутылок, 150 ампул и 198 упаковок с препаратами.

По словам Коппельмаа, предоставить информацию об этих людях пока невозможно, поскольку прокуратура ведет досудебное расследование. За перевозку контрабандных препаратов предусмотрено наказание в виде штрафа или лишения свободы на срок до трех лет.

Поскольку вещества были конфискованы и подлежат уничтожению то, можно сказать, что определенным образом люди, потратившие большие деньги на приобретение препаратов, уже наказаны.

Впечатляющая картина

Налогово-таможенный департамент предоставил автору этой статьи возможность своими глазами увидеть «товар». Для того чтобы получить полное представление о том, что собой представляют конфискованные вещества, мы пригласили с собой известного борца с допингом, эксперта в области спортивной биологии Кристьяна Порта.

Открывшаяся нам на таможенном складе картина впечатляла: в ящиках в красивых упаковках лежали станозолол, нандролон, метандиенон (спортсмены называют его «метан»), различные формы тестостерона. На упаковках красовались товарные знаки, но о том, какие вещества на самом деле содержат эти упаковки, знают только те, кто имел к их производству прямое отношение.

Как заметил Порт, не стоит обманываться красивой упаковкой: подпольным лабораториям, все «производство» которых можно разместить и в гараже, вполне по силам изготовить такую яркую упаковку. Зато если приглядеться повнимательнее, то уже по небрежно отпечатанному на ней тексту можно сделать вывод о качестве товара, заметил Порт. «Конечно, всякое случается, но фирмы, производящие высококачественную продукцию, обычно не позволяют себе полиграфический брак», – заверил Порт, предположив, что, видимо, препараты, которые мы видели, были изготовлены на бывших фармацевтических заводах Восточной Европы.

«Если цепь поставок препаратов в аптеки контролируется полностью: вещества поступают из фармацевтических фирм, и весь путь товаров четко задокументирован, то в случае с товарами на черном рынке никто не знает их происхождения, – сказал Порт. – Зачастую выяснялось, что такие „спортивные” смеси на самом деле изготовлялись подпольными фирмами. В Великобритании был снят документальный фильм, авторы которого показали, как двое мужчин в гараже лопатой смешивают якобы спортивную добавку».

Готовы на всё

Спрос на сомнительную продукцию существует из-за того, что поклонники накачанных мышц зачастую не интересуются тем, что на самом деле употребляют.

Взяв в руки одну из упаковок, Кристьян Порт дает ей свою оценку: «Смесь составлена на скорую руку, она состоит из быстро и медленно действующих стероидов. В этой упаковке коктейль из 13 составляющих. Неизвестно, прошел ли он клиническую проверку и насколько его действие научно обосновано».

«В бодибилдинге много непроверенных и экспериментальных препаратов. Культуристы говорят, что с помощью таких препаратов проще всего нарастить мышцы, при этом никто не учитывает риск, с которым связано употребление этих веществ», – сказал Порт.

Те, кто употребляет сомнительные вещества, относятся к ним скорее как к «мультивитаминам». По словам Порта, зачастую к приему подпольных коктейлей человек начинает прибегать после того, как обычные добавки, например белковые смеси, не дали желаемого результата.

Как отметил Порт, свою роль играет и маркетинг. Например, если на упаковке вместо одного вещества указано несколько, то создается впечатление, что этот препарат гарантирует результат. «Беда в том, что если культуристу не удается нарастить желаемый объем мышц, он начинает винить не поставщика, а самого себя, мол, делал что-то не так, и начинает принимать или колоть себе еще больше препаратов», – сказал он.

Удар по организму

Такое поведение опасно по многим причинам, начиная с того, что, делая себе инъекции, человек зачастую не соблюдает элементарные правила, неоднократно используя один и тот же шприц. Но самое опасное в том, что грубое вмешательство нарушает гормональный баланс.

«Гормональный фон отвечает не только за наращивание мышц. У нас есть центральная нервная система, есть ткани, реагирующие на изменение гормонального фона не так, как мышцы. И когда человек грубо воздействует на обмен веществ, вводя дозы, превышающие допустимые в десять, сто, а то и в тысячу раз, последствия будут непредсказуемы. Кроме того, известно, что если искусственно вводить в организм тестостерон, организм сокращает его производство, то есть мы сами учим наш организм не вырабатывать его», – пояснил Порт.

Наш организм с большим трудом оправляется от курса тестостерона. Употребление стероидов оказывает на организм негативное воздействие, которое может дать знать о себе в будущем.

«Считается, что стероиды спустя 30-40 лет после их применения повышают риск возникновения онкологии, но никто не думает об этом, когда их употребляет. Известно также, что анаболические стероиды влияют на поведение человека. Даже животные, питающиеся исключительно растительной пищей, в определенное время года становятся агрессивными из-за того, что уровень тестостерона у них зашкаливает», – привел пример Порт, по словам которого, преступления с применением агрессии зачастую совершают именно культуристы.

«Прием стероидов стимулирует биполярное, депрессивное поведение, когда человек сначала испытывает эйфорию, а затем впадает в глубокую депрессию и может совершить самоубийство. На одной чаше весов оказывается жизнь человека, на другой – мышцы», – сказал Порт.

Хотя задержанный в июне

прошлого года груз допинг-веществ собирались переправить в Финляндию, мы не можем с уверенностью утверждать, что точно такой же груз не остался в Эстонии. Надолго ли такого количества веществ хватило бы для Эстонии? Порт затруднился ответить на этот вопрос.

«Проблема в том, что существует множество мифов по поводу допинг-веществ, и все принимают их по-разному. Одно можно сказать наверняка: эстонскому спорту был бы нанесен большой удар, если бы такое количество подпольных препаратов осело в Эстонии», – сказал Порт.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх