Макроэкономист SEB: экономический рост не оправдал ожиданий

, макроэкономист SEB
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Михкель Нестор.
Михкель Нестор. Фото: Jaanus Lensment

Уходящая неделя была богата новыми статистическим данными об экономике. Одновременно были опубликованы первоначальная оценка роста ВВП за 2015 год, статистика внешней торговли, данные о туризме и показатели рынка труда за четвертый квартал. Ввиду этого сегодняшний недельный комментарий будет посвящен экономическому росту и экспорту за прошлый год. В обоих случаях повода для радости, к сожалению, нет.

Рост экономики Эстонии оказался заметно ниже, чем ожидалось

В начале 2015 года аналитики предсказывали экономический рост в Эстонии в пределах 2-2,5%, но фактический результат оказался хуже прогнозов. Согласно первоначальной оценке Департамента статистики, ВВП в IV квартале 2015 года вырос только на 0,7%, что дает годовой рост в 1,2%. Если рассматривать эти цифры в контексте, то можно сказать, что настолько же выросла в прошлом году экономика Франции – страны, предпринимательская среда которой далеко не идеальна и которая испытывает серьезные проблемы. Причин, в силу которых экономический рост Эстонии замедлился, можно найти в избытке, однако нельзя исключать, что позже цифры роста ВВП будут увеличены. Как помнится, прошлой осенью годовой рост за 2014 год был скорректирован с 2,1% до 2,9%, и подобных примеров можно привести немало.

Основная причина слабого роста ВВП в прошлом году заключается в значительно снизившихся капитальных расходах, или инвестициях. Если инвестиции, осуществляемые частными лицами в виде приобретения новых жилых площадей, выросли, то инвестиции предприятий и государства остались незначительными. Хотя проценты по кредитам находятся на исторически выгодном уровне, сегодняшняя внешняя среда не вызывает у предпринимателей излишней уверенности для того, чтобы начинать крупные проекты. Доход предприятий от продаж, как известно, снижался в течение всего 2015 года, расходы же на рабочую силу на рынке труда, где доминируют работники, росли очень быстрыми темпами. Если добавить к этому дефляционную среду, которая ограничивает возможности предпринимателей повышать цены, то осторожность в инвестировании совсем не покажется неожиданной. В прежние годы поддержанию уровня способствовали крупные проекты в энергетической и химической промышленности. Поскольку к сегодняшнему дню они завершены, то и общий итог в годовом сравнении оказался со знаком «минус». Осторожность в инвестировании демонстрировал и государственный сектор. Большая часть капитальных расходов, произведенных государством и местными самоуправлениями, финансировалась при финансовой поддержке структурных фондов Европейского Союза. Ввиду того, что настал переходный период от одной программы к другой, зачахло и инвестирование. В настоящее время кажется, что в 2016 году механизм снова будет запущен, и вновь начнут возводиться новые школы, мосты и волостные дома. Если брать по секторам, отрицательное влияние инвестиционного застоя испытали строительные предприятия. Экономический кризис в России ухудшил показатели транзитного сектора и поставил в трудное положение эстонских сельхозпроизводителей. В обрабатывающей промышленности значительно снизился объем производства электронного оборудования, а вследствие удешевления нефти столкнулась с трудностями химическая промышленность.

Экспорт товаров снижался третий год подряд

Во вторник Департамент статистики опубликовал данные по внешней торговле за декабрь, из которых явствует, что и в последнем месяце прошлого года рост эстонского экспорта в годовом сравнении оставался со знаком «минус», на сей раз, правда, составив всего -0,1%. В целом же за год экспорт сократился по сравнению с 2014 годом на 4%. Таким образом, третий год подряд экспорт товаров снижается – в последний раз он увеличивался в 2013 году. Почему эстонский экспорт в последние годы чахнет?

С каждым годом это объяснение становится все более заезженным, однако главным виновником низкого экспорта по-прежнему является слабый внешний спрос. Основные целевые страны экспорта для страны в значительной мере определяются ее географическим положением, а экономическая ситуация в России и Финляндии, которые являются двумя нашими важными торговыми партнерами, в последние годы, действительно, была непростой. Если в 2014 году рост экспорта свел к минусу недостаточный спрос северных соседей, то в 2015 году причиной этого стал глубокий экономический кризис в России. Экспорт эстонских товаров в Россию снизился в прошлом году на целых 35%. Следует подчеркнуть, что роль прямых санкций в падении экспорта была, скорее, незначительной. В 2013 году сельскохозяйственные продукты и продтовары составляли только 17% идущего в Россию экспорта, при этом значительная часть приходилась на реэкспорт, или на товары, в экспорте которых эстонские предприятия играли лишь посредническую роль. В целом удельный вес реэкспорта оценивался примерно в три четверти от всего экспорта в Россию. Можно испытывать удовлетворение оттого, что хотя в целом финский импорт снижался и в 2015 году, Эстонии неожиданно удалось даже увеличить экспорт в эту страну на 0,6.

Комментарии
Copy
Наверх