Парьтесь! Подробности письмом

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Василий Ляхов
Василий Ляхов Фото: Эндель Кастерпалу

Первая в Эстонии Банная школа начала курс лекций о философии парения и пригласила одного из самых известных в России популяризаторов  этого искусства.

Василий Ляхов – главный судья многих международных чемпионатов по банному мастерству, организатор Банных фестивалей, знахарь, травник, парильщик и массажист – именно тот человек, который знает, как получить максимальную пользу от бани.

– Считается, что баня дарит человеку здоровье. Но не все ее переносят, а многие вообще не любят.

Баня была первой лечебницей человека. Я говорю не только о русской бане, ведь банные традиции есть у всех народов, живущих в холодном климате. В баню ходили все – от младенцев до стариков, там испокон веков рожали детей. Значение бани для здоровья невозможно переоценить. Но только если  речь идет о правильной бане.

Когда-то  НИИ им. Хруничева, который занимается космическими исследованиями, занялся вопросом воздействия высоких и сверхвысоких температур на организм человека.  Оказалось, что когда температура внешней окружающей среды до 60 градусов, происходят нормальное потоотделение и мощное очищение. Открываются все поры, выделяется так называемый грязный пот, содержащий до 184 разных вредных веществ и соединений.   Общая температура тела повышается до 37-38 градусов, гибнут вирусы и бактерии, снимается напряжение с мышц. Связки, фасции, суставы становятся эластичными. После бани хорошо делать массаж – можно добраться  до глубоких связочек, триггерных точек, зажимов и блоков. И нервное окончание, которое было зажато перенапряженной мыщцей, освобождается, кровоток нормализуется. Сняли спазм, боль – и человек выпрямился.  У женщины во время родов легче открываются родовые пути. 

Но проблема в том, что традиции правильной бани стали забываться. Я счастлив, что в 1986 году встретился с носителями банных традиций и четыре года учился у них. Все мои обоснования пришли потом, а вначале я старикам на слово верил. И теперь на лекциях мы рассказываем, как правильно согреться на первоначальном этапе, как подготовить баню и себя, сколько сделать заходов и т.д.

– А что неправильного может быть в бане?

– Сейчас многие люди соревнуются: кто может выше температуру выдержать, кто дольше в парилке просидел. Это очень вредно! Баня – не место для самоутверждения. Почему-то бытует мнение, что настоящая баня – это обязательно 100-градусная парилка, с вениками и прыжками в ледяную купель. Однако банный процесс нужно делить на две составляющие: предварительный прогрев и парение с вениками. Не всем нужны веники и прорубь, но всем необходим начальный этап предварительного прогрева. Если непрогретый, неподготовленный человек заходит в баню с температурой выше 60 градусов, у него зазвенит звоночек внутренней тревоги. Это организм ощущает опасность теплового удара. Ведь в природе такая температура встречается в очень опасных для жизни местах и ситуациях: когда горит лес, в пустынях, жерлах вулканов. И как только звучит сигнал тревоги, потовая железка закрывается. Травмируются слизистая глаз и носоглотки, пересушивается кожа. С минутку человек чувствует себя вроде бы и ничего, а потом ему хочется выскочить из парилки.

– Но многие даже не представляют себе не 100-градусную баню…

– Чаще всего эти 100 градусов – миф: термометр показывает температуру стенки, на которой висит. Мы открыли дверь, запустили несколько кубометров воздуха 20-25 градусов, а на термометре  – по-прежнему сто. Но если при плюс 60 еще и влажность 60, то, по ощущениям,  это как 120 градусов в сухой бане. Поэтому есть цифра 120. Можно париться при 80, но влажность будет 40 процентов. Можно париться при 50, но влажность будет 70 процентов. Можно играть температурой и влажностью. Когда человек понимает, что он  в парной делает, он не создает ни избыточного пара, ни избыточной температуры. Из этого складывается правильная баня для всех, включая малых детей и беременных.

– То есть нужен индивидуальный подход?

–  Мало того! Представьте: один и тот же человек. На прошлой неделе он работал на даче, возил тачки, копал землю, умотался физически – молочной кислотой все тело забито. Его нужно попарить так, чтобы он мог выйти и полюбить весь мир. А на этой неделе у него были встречи, суды, стрессы – и гипертонус на почве жуткого психосоматического напряжения. Баня дает возможность снять и это напряжение, но парить нужно по-другому.

– А веники?

 – Веничный массаж – для того, чтобы убрать застои, добиться покраснения на поверхности тела. В кожу приливает до двух литров крови, а в обычном состоянии ее там 100-200 граммов. С таким буфером уже можно искупаться в проруби – для контраста: это уже тренировка сосудов, но для тренированных. Кто-то использует для веника полынь, кто-то –березу, дуб, клен, осину, рябину... Баня дает возможность каждому проявить себя так, как ему хочется.

– Считается, что финская баня – сухая, а не влажная…

– В силу холодного и влажного климата финнам просто необходимо попотеть и избавиться от избыточной влажности. Поэтому они не сразу парятся вениками, а очень долго потеют.  Так сложилось мнение, что они любят сухую баню. Очень многое зависит от внешних условий, климата. Взять турок, например. Они живут в теплом сухом климате, где легкие быстро наполняются  пылью, а  это смертельно опасно. Поэтому так важно периодически дышать переувлажненным воздухом, конденсировать влагу на альвеолах, фактически делать ингаляцию и потом откашливаться… Отсюда и знаменитый хамам.

– А многих пугает отсутствие в бане воздуха.

– Раньше баню не обшивали фольгой и вагонкой, и в традиционной бане всегда была естественная залповая вентиляция: дверью хлопнул – сменил воздух. Сруб, законопаченный мхом, все равно пропускает воздух. Но при этом в тепле воздух более разреженный, концентрация кислорода небольшая. Соответственно неизбежна гипоксия – недостаток кислорода. Люди  обычно пугаются этого слова. Но как только мы произносим слово «долгожитель», то какая ассоциация возникает? Горы! А там нехватка кислорода! Наши предки были мудры: они специально хотя бы раз в неделю загоняли себя «на вершину горы», укладываясь на полок бани в условиях гипоксии. Это – тренировка для сосудов.

– Есть ли для бани противопоказания?

– Конечно! Если у человека вязкая кровь, тромбофлебит,  то какая баня?! При нагревании сосуды расширяются, кровоток ускоряется, тромб может оторваться. Если высокая температура, острое течение болезни, тоже не стоит идти в баню. А если обычная простуда – то бегом в баню, но в свою, в общественную нельзя! После операций баня противопоказана. Если есть риск внутренних кровотечений – колиты, язвы желудка или двенадцатиперстной кишки, тоже лучше поостеречься.

– Врачи не рекомендуют баню при высоком давлении…

 – Высокое давление – это избыточное давление крови на стенки сосуда. И если температура в бане очень высокая – 80-90 градусов, то мы попадаем в условия стресса. Наступает спазм  сосудов по периферии тела, что может привести к гипертоническому кризу. Но если вы приходите в баню, где температура 45-50 градусов, то идет мягкий прогрев, сосуды расширяются, крови бежать легко, нет избыточного тонуса стенки. А гипотоникам баня полезна: скорость крови в бане увеличивается в 1,7 раза! Она доходит туда, куда в обычном состоянии  дойти не может.

– Банщик как профессия перспективна?

– Я говорю не «банщик», а «парильщик». Банщик – тот, кто тазики подает. А парильщик –  профессионал высокой квалификации, он управляет паром, владеет техникой парения, работает с вениками. Он знает физиологию, психологию, владеет техникой массажа, ему человек доверяет себя голого, в агрессивных условиях высокой температуры. Это очень перспективная профессия. Если брать Россию, то в Сандуновских банях, Варшавских, Царицынских, Рублевских большой штат парильщиков. Одно дело, когда ты паришься сам, и совсем другое, когда ты лежишь, а тобой занимаются со знанием дела! 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх