Убегающая вода

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Силламяэский депутат Олег Култаев , изучив счета за воду, которые ему приносят местные жители, пришел к выводу, что у них есть основания для судебного иска.
Силламяэский депутат Олег Култаев , изучив счета за воду, которые ему приносят местные жители, пришел к выводу, что у них есть основания для судебного иска. Фото: Ирина Токарева
  • Депутаты Силламяэского горсобрания грозятся подать в суд на Sillamäe Veevärk
  • Обвинение: фирма занимается незаконными поборами при составлении счетов за воду
  • Огромные утечки имеются только в тех домах, где нет КТ
  • Предприятие AS Sillamäe Veevärk готово доказать свою правоту

Несколько депутатов Силламяэского горсобрания критикуют деятельность  муниципального водоснабжающего предприятия, которое, по их мнению, занимается незаконными поборами при составлении счетов за воду. AS  Sillamäe Veevärk утверждает, что готово доказать свою правоту в суде, если депутаты туда обратятся.

Две пенсионерки из многоквартирного силламяэского дома по улице Вески показывают свои счета: Татьяна Петровна, живущая вдвоем с внуком, тратит в месяц шесть кубов воды, Антонина Александровна с мужем ухитряются уложиться в пять кубов – но при этом обе платят дополнительно за полтора-два куба воды ежемесячно по счетам, которые выставляет им муниципальное предприятие AS  Sillamäe Veevärk. «Экономь не экономь, все равно никогда не знаешь, сколько заплатишь за воду», – рассказывают они.

Люди, несите счета!

Эти женщины – одни из многих, кто принес свои счета беспартийному депутату Силламяэского горсобрания Олегу Култаеву: вместе с еще тремя местными депутатами он вплотную занялся изучением деятельности Sillamäe Veevärk полгода назад. «Тема очень сложная, и индивидуальные счета за воду – только один из ее аспектов. Я стал просить знакомых: люди, принесите мне свои счета. Во всех счетах за воду имеются или повышающие коэффициенты, или строчка «потери воды»,  добавляющая к счету ежемесячно два-три евро. Откуда берутся эти потери? Получается, что  силламяэсцы попросту крадут воду? Но тогда следовало бы провести в домах собрания и закрепить порядок расчетов за воду с учетом тотального воровства – протокольно, собрав подписи всех квартирособственников»,  – возмущается Култаев.  Депутат готов решать вопрос о незаконных поборах за воду в суде, причем не один: иск к предприятию водоснобжения будет коллективным, уверяет он. 

Потери воды, присутствующие в счетах, составляют обычно два-три евро. Фото: Ирина Токарева.
Потери воды, присутствующие в счетах, составляют обычно два-три евро. Фото: Ирина Токарева. Фото: Ирина Токарева

Депутат подчеркивает, что огромные утечки  имеются не во всех домах, а лишь в тех, где до сих пор не созданы КТ, а они составляют более половины жилого фонда города. Жители этих домов получают индивидуальные счета  за воду непосредственно от водоснабжающего предприятия. При этом потребленные клиентами кубометры воды умножаются не только на утвержденный Департаментом конкуренции водный  тариф, но и на повышающий коэффициент, который  достигает 1,3, что означает 30-процентные потери воды внутри дома.

Теоретически небольшие потери воды внутри дома возможны и даже неизбежны, пояснили нашей газете несколько опытных председателей КТ:  из-за погрешностей измерения, а также из-за того, что не всегда жители дома сообщают показания счетчиков вовремя.  Но разница, которая при этом возникает, обычно  составляет не более пяти-семи процентов от общего количества потребленной воды.

Основания для иска

Култаев рассказывает, что и в его собственных счетах за воду коэффициент  1,3 присутствовал практически постоянно. Но как только в июле прошлого года в доме появилось товарищество, 30-процентные потери воды внутри дома прекратились. По словам депутата, повышающие коэффициенты в счетах силламяэсцев  действуют уже лет пятнадцать, и сомнения в том, что они законны, возникли давно.

На сайте AS  Sillamäe Veevärk  представлен  «Порядок расчета платы за услуги водоснабжения и канализации для многоквартирных жилых домов», утвержденный советом предприятия: коэффициент вычисляется делением показаний счетчика, установленного на входе в дом, на сумму показаний квартирных счетчиков.    

Олег Култаев обратился за разъяснениями по поводу законности повышающего коэффицента 1,3 в счетах за воду в Департамент конкуренции и цитирует полученный ответ: «Департамент не утверждал повышающий коэффициент. Все утечки и потери должны быть отражены в цене, утвержденной департаментом».

Департамент поясняет, что согласно Закону о водоканализационных сетях общего пользования (ВКОП), предприятие заключает только один договор на обслуживание предприятие с каждой единицей недвижимости – в данном случае с каждым многоквартирным домом. И счет выставляет только один: по показаниям водомера, установленного на входе в дом. Разделение общего счета на индивидуальные – уже отдельная услуга, ее закон о ВКОП не регулирует.  О том, кто будет эту услугу оказывать, квартирособственники должны договариваться отдельно.

Следовательно, делает вывод депутат, весь вопрос в том, договаривались ли квартирособственники с водоканалом о такой услуге? Если соответствующие договоры имеются – спорить не о чем. Если их нет – повышающие коэффициенты незаконны. На запрос, отправленный депутатами на имя мэра Силламяэ, пришел ответ: коэффициент 1,3 применяется только в трех домах города, и это делается на законных основаниях.

«Но в чем заключаются эти законные основания, в ответе не сказано», –  говорит Култаев, добавляя, что уже советовался по поводу будущего иска с опытным юристом.  Каковы цели иска? «Вернуть людям деньги, восстановить справедливость и добиться, чтобы городские организации работали четко по закону, а не выискивали лазейки, как отжать деньги у населения».

Куда утекает вода

Куда же ежемесячно исчезает около 30 процентов потребляемой  жителями воды?  Председатель правления AS Sillamäe Veevärk Виктор Родкин сказал «ДД», что затрудняется ответить на этот вопрос: «Причин может быть много.  Однако то, что в некоторых домах теряется именно столько воды  – установленный факт». Всего в Силламяэ  предприятие обслуживает 174 жилых дома, из них 163 многоквартирных.  Около сотни  домов пока не создали КТ, и составлением индивидуальных счетов для их жителей  занимается AS Sillamäe Veevärk – вернее вынуждено заниматься, подчеркивает Родкин: «Несколько лет назад  мы проводили расчет, и средний коэффициент по этим домам был 1,3, сейчас точно не скажу, какой он,  скорее всего, меньше». 

По его словам, предприятие тратит на оказание услуги по разделению общего счета на индивидуальные счета немалые средства: «Услуга недешевая: три человека заняты этой работой, и Департамент конкуренции рекомендовал нам сделать эту услугу платной, но совет предприятия с этим не согласился». Предприятию было бы куда проще выставлять каждому дому только один счет, по показаниям водомера, установленного на входе в дом – так, как и предписывает закон о ВКОП.

«Проблема в том, что квартирособственники не хотят сами заниматься разделением общего счета, а собирать плату за оказанные услуги водоснабжения и канализации каким-то образом нужно. Мы надеялись, что по мере создания КТ эта проблема исчезнет сама самой, но процесс  их организации в Силламяэ затянулся. Со своей стороны мы пытались привлечь квартирособственников к переходу на общие счета: до нынешнего года давали пятипроцентную скидку тем домам, которые рассчитывались  по общему счету, но это не очень помогло. Даже в тех домах, где уже есть товарищества, не всегда хотят заниматься разделением счета: у меня имеются письменные обращения от КТ, которые хотят, чтобы расчеты велись по старой схеме».

Неужели крадут?

«Поэтому если отдельные депутаты хотят обращаться в суд по вопросу расчетов за услуги водоснабжения и канализации в Силламяэ, мы только «за»: возможно, суд внесет ясность в это дело. Другой вопрос – призывы к населению отказаться от полной оплаты счетов и платить только за ту воду, которая потреблена согласно показаниям квартирных счетчиков, что противоречит действующему законодательству ЭР: если это произойдет, у предприятия возникнут трудности и, возможно, при прекращении поступления части оплаты по выставленным счетам мы будем вынуждены отключать воду в домах. Надеюсь, до этого не дойдет».

Родкин подчеркивает, что водомеры на входах в многоквартирные дома почти везде заменены на новые, с минимальной погрешностью измерения, и, следовательно, потери возникают действительно внутри домов.  «Причины могут быть разные: погрешности приборов измерения, использование воды на внутридомовые нужды, утечки и, так сказать, несанкционированный отбор воды». Несанкционированный отбор воды – это, иными словами, воровство? «Хотелось бы найти определение помягче», – отвечает Родкин.

Чем все же объяснить огромную разницу между 5-7-процентными потерями воды в КТ и 30-процентными – в домах, где счета жителям выставляет предприятие? «Здесь я могу согласиться с Култаевым – товариществу гораздо проще навести порядок в доме, проверять квартирные счетчики и так далее. У нас же нет возможности этим заниматься и проверять около пяти тысячи квартир, которым мы выставляем счета. Нет у нас и юридического права заниматься такой деятельностью». 

Комментарии
Copy
Наверх